Как эксплуатируем наши месторождения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Сегодня наши месторождения эксплуатируют по тому же принципу, как и во времена царской России. Даются по концессионному договору на длительное использование, и хозяева поступают так, как им выгодно", - говорит доктор геологических наук, профессор Эмма Сагателян. Французы, например, на Ахтальском руднике добывали только золото и серебро, а свинец и цинк оставляли как отходы. Так же обходились на руднике Тандзута (Ванадзор): здесь добывали только золото.

В ракетной технике широко применяется рений, который в советские годы получали из Китая. Перья известных авторучек "Паркер" изготовлялись именно из него. Когда отношения между Советским Союзом и Китаем обострились, начались поиски руды, богатой рением во всех республиках. И выяснилось, что самое выгодное - это получение рения из руды медно-молибденовых рудников. Из Армении молибденовый концентрат стали вывозить в Среднюю Азию. Здесь после переработки получали и рений. Сегодня у нас молибденовый концентрат покупают без учета рения. Не учитывается и то важное обстоятельство, что цена на этот редкий элемент на международном рынке в несколько раз превосходит цену на молибден. Та же ситуация сложилась и на других рудниках, за исключением, наверное, меди. Здесь требуют учитывать возможную цену золота и серебра, содержащегося в меди.

По убеждению Эммы Сагателян, причиной этой недопустимой ситуации является то, что сразу после обретения независимости наука и ученые были обречены на прозябание, сплошные сокращения, мизерные зарплаты привели к тому, что многие из ученых покинули родину. Золотые рудники Меградзора были проданы канадской фирме "Глобал голд". Между чередующими друг друга золотоносными жилами были прослойки, также содержащие некоторый процент золотой руды. Во время продажи рудника и оценки запасов не было учтено возможное количество золотой руды в этих прослойках. Взамен этого, новый хозяин рудника, палец о палец не ударив, сделал перерасчет, учел процентное содержание золота и в этих прослойках и - с большой выгодой (50) прибыли) продал рудник индийцам. Неизвестно, как в дальнейшем обойдутся с рудником новые хозяева, какая судьба уготована емур "Я считаю, что ни в коем случае нельзя предоставлять рудники всецело иностранцам, наши экономические и национальные интересы требуют, чтобы хотя бы 51) акций были бы в наших руках. Единственный путь - создание совместных предприятий", - говорит Эмма Сагателян. Перлитовые рудники Арагаца по качеству и запасам занимают первое место в мире. Перлит широко используют в более 100 сферах. Рудник, на разработку которого было потрачено немало денег и труда, был за копейки продан - на этот раз - местному жителю, а он, в свою очередь, перепродал рудник американцам. Американцы прежде всего остановили работу комбината, перерабатывающего сырье. Теперь перлит добывается, вместе с ним и полудрагоценный камень обсидиан, из которого изготовляют специальные скальпели. При купле-продаже месторождения, а также при подсчете огромных доходов за счет будущей уплаты налогов о факторе обсидиана "забывают". Все вопросы решает пассивная работа Гостехнадзора.

Бесконтрольный грабеж недр осуществляют не только иностранцы, но местные. Сегодня в Армении есть много месторождений, запасы которых даже не подсчитаны. Тем не менее, их эксплуатируют и многие из хозяев, по утверждению ученого, являются депутатами парламента. Когда несколько лет назад инспекторы Гостехнадзора потребовали от одного из них закрыть рудник, депутату парламента, задействовавшему властные рычаги, удалось продолжить недопустимую эксплуатацию рудника.

Мраморные карьеры часто открывают, прибегая к взрывам, нарушая при этом условия горнотехнической добычи, превращая в осколки большое количество драгоценного сырья. Горы отходов образуются и при добыче туфа. Хозяевами карьеров, где добываются туф, цеолит, мрамор, перлит, являются в основном неспециалисты.

В Ноемберяне добывается самый высококачественный цеолит в Закавказье. Его добыча может обеспечить высокий доход (используется в очистке радиационных отходов) любой стране. Новые хозяева не имеют никакого отношения к карьеру. Они просто не знают, что делать с ним.

Так как нет четкого надзора за эксплуатацией этих рудников, карьеров (сколько добывается, какие налоги надо платить государству), то главный источник нашего национального богатства будет безжалостно разбазариваться и подвергаться разграблению. Мы забываем, что недра - богатство, которое невозможно восстановить.

Опубликовано 3 июля 2003 года

источник: Газета "АЗГ" (Армения)