Сочинских родителей возмутил отказ возбудить дело против воспитателя
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Родители воспитанников детсада №121 в Сочи получили очередной отказ полиции на свое коллективное заявление с требование возбудить уголовное дела по факту жестокого обращения с детьми. Правоохранительные органы не нашли состава преступления в действиях воспитательницы, уволившейся по собственному желанию.
Как писал "Кавказский узел", в начале марта мама воспитанника одного из детских садов в Сочи случайно сняла видео, на котором видно, что воспитательница обращается с детьми в грубой форме. Она схватила одну из девочек и окунула лицом в тарелку, после чего передала еду другому ребенку. Видео сначала было выложено в родительский чат, затем его опубликовал ряд Telegram-каналов. 12 марта более 100 родителей направили коллективное заявление в прокуратуру, управление образования и администрацию президента РФ. Они попросили возбудить уголовное дело, провести служебное расследование и запретить воспитательнице работать с детьми. При этом прокуратура Кубани указала, что виновные в некорректном обращении с детьми наказаны, а психологический климат в детсаду № 121 нормальный. Родители считают, что увольнения воспитателя и дисциплинарного взыскания директору детсада недостаточно.
После инцидента родители воспитанников обвинили руководство учреждения в сокрытии фактов жестокого обращения с детьми и бездействии. Матери воспитанников детсада Елена Баранецкая и Ирина Яцко получили административные штрафы по обвинению в оскорблении заведующей и ее дочери, сейчас обе обжалуют решения о штрафах в кассации.
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции Адлерского района Сочи отказал в возбуждении уголовного дела в отношении бывшей воспитательницы детского сада № 121 Любови Калиниченко. В постановлении говорится, что «в её действиях отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных статьями 116, 117 и 156 УК РФ — побои, истязание и жестокое обращение с несовершеннолетними».
Поводом для проверки стали заявления родителей и видеозапись, на которой воспитательница во время обеда хватает трёхлетнюю девочку и окунает её лицом в тарелку с едой, после чего передаёт эту тарелку другому ребёнку. Видео, снятое в начале марта, ранее стало основанием для коллективного обращения родителей в правоохранительные органы и широкого общественного резонанса.
Окунать ребёнка лицом в еду, кричать, унижать — это что, норма?
Родители, добивавшиеся уголовной оценки произошедшего, с выводами полиции категорически не согласны. «Нам фактически сказали: если у ребёнка нет переломов и сотрясения, значит, ничего страшного не произошло. Но окунать ребёнка лицом в еду, кричать, унижать — это что, норма? Такой человек вообще не должен иметь права работать педагогом», — заявила корреспонденту «Кавказского узла» Елена Баранецкая, многодетная мать одного из воспитанников.
По её словам, увольнение воспитательницы «по собственному желанию» без каких-либо правовых последствий лишь усугубляет ситуацию. «Никакого наказания. Она спокойно живёт дальше, может устроиться в другой детский сад — и всё повторится», — считает Баранецкая.
Это не воспитание, это психологическое и физическое насилие. Отказ в уголовном деле — это сигнал, что с детьми можно делать что угодно
Мать другого ребёнка, Ирина Яцко подчёркивает, что речь идёт не об одном эпизоде. «Когда мы начали говорить, выяснилось, что дети боялись, плакали, отказывались идти в сад. Просто многие не могли рассказать — они ещё не говорят. Таких людей нельзя допускать к детям, это вопрос безопасности», — сказала она.
Анна Лапина, ещё одна родительница, добивавшаяся расследования, отмечает, что действия воспитательницы носили унижающий характер. «Моего ребёнка тащили в туалет с криками, сажали на взрослый унитаз, кричали. Это не воспитание, это психологическое и физическое насилие. Отказ в уголовном деле — это сигнал, что с детьми можно делать что угодно", — заявила она.
Родители напоминают, что ещё весной надеялись на реакцию правоохранительных органов. Однако вместо этого, как писал ранее «Кавказский узел», административные протоколы были составлены не на сотрудников детского сада, а на самих матерей.
«Получается абсурд: мы просим защитить наших детей — и в итоге судят нас. А человек, который применял силу к детям, просто уходит по собственному желанию», — говорит Елена Баранецкая.
Родители подчеркивают, что не отказываются от ответственности за резкие слова, сказанные в состоянии стресса, но считают происходящее системной проблемой.
«Мы можем заплатить штраф за эмоции. Но кто ответит за унижение и страх, которые пережили дети? И кто гарантирует, что завтра это не повторится в другом детском саду?» — задаётся вопросом Елена Баранецкая.
По словам родителей, отказ в возбуждении уголовного дела они рассматривают как отказ государства защищать самых уязвимых — малолетних детей — и намерены продолжать добиваться пересмотра принятого решения в суде и в прокуратуре.
Не связанный с делом юрист Роман Павлов, ранее изучавший видеозапись и материалы проверки, считает отказ в возбуждении уголовного дела спорным.
«Статья 156 УК РФ не требует наступления тяжких последствий. Ключевое — это жестокое обращение со стороны лица, обязанного воспитывать ребёнка. Унижение, применение физической силы, недопустимые методы “воспитания” — всё это может образовывать состав преступления», — сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, родителям стоит продолжать добиваться правовой оценки.
«Я бы рекомендовал обжаловать отказ в прокуратуру согласно ст. 124 УПК РФ и в суд в порядке статьи 125 УПК РФ, а также добиваться гражданско-правовой и дисциплинарной оценки действий не только воспитательницы, но и администрации учреждения. Отдельный вопрос — отсутствие механизма, который бы препятствовал повторному трудоустройству таких педагогов», — добавил юрист.