Активисты поспорили об идее запрета на застройку сельхозземель в Северной Осетии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Общественная организация "Сбереги башню" призвала ввести в Северной Осетии 10-летний мораторий на изменение статуса сельхозземель, чтобы предотвратить их застройку. Опрошенные "Кавказским узлом" осетинские активисты дали различные оценки идее моратория.

Как писал "Кавказский узел", в сентябре жители села Ногир попросили Путина защитить пахотные земли, на которых, по их словам, планируется строительство проекта "Долина Симд". "Глава республики услышал нас и принял решение, что "Долина Симд" будет строиться на землях селения Гизель. Но местные чиновники проигнорировали решения главы республики... Они просто решили, что будут строиться там же, где и планировали. Мы, жители села Ногир, против застройки сельхозземель", - заявили они. После этого  участники обращения к Путину столкнулись с давлением силовиков.

Первоначально город-спутник Владикавказа под названием "Долина Симд" планировалось построить в селе Ногир, однако в июне глава Северной Осетии Сергей Меняйло заявил, что жители села Гизель попросили перенести строительство "Долины Симд" в их село. Что касается Ногира, то, по словам Меняйло, на участке, где планировалось строительство "Долины Симд", будет строиться льготное жилье для участников СВО. При этом у жителей села Гизель нет единого мнения по поводу планов строительства. 2 июля жители села Гизель в видеообращении к Путину выступили против реализации проекта "Долина Симд" в их селе, указав, что стройка планируется на землях сельхозназначения.

Обращение к Владимиру Путину было опубликовано 16 декабря в телеграм-канале общественной организации "Сбереги башню".

"От имени жителей сельских поселений Республики Северная Осетия-Алания обращаемся к вам с требованием принять срочные меры по сохранению земель сельскохозяйственного назначения и законодательному запрету на их перевод в иные категории", - говорится в публикации.

Региональная общественная организация социальных и культурных инициатив "Сбереги башню" находится во Владикавказе. "Мы занимаемся вопросами истории, этнографии, культуры Осетии-Алании, а также содействуем возрождению лучших национальных, духовных и культурных традиций", - говорится в описании на странице НКО во "ВКонтакте".

Авторы обращения попросили внести в парламент республики "проект закона о моратории на изменение категории сельхозземель сроком на 10 лет", ужесточить контроль за использованием сельхозугодий, создав республиканский реестр нарушений и поручить Минсельхозу республики "представить анализ потерь сельхозземель за 2015–2025 гг.".

"Практически все поселения Республики Северная Осетия-Алания под угрозой лишения земель сельскохозяйственного назначения. К примеру, в поселении Гизель в июне 2025 года последний участок пастбищной земли в 38 га был переведён в промышленную категорию и отдан под строительство склада [одного из маркетплейсов] без опроса жителей, которые не знают, где пасти скот, и вынуждены его уничтожать. Похожая картина происходит в селах Нарт и Саниба и других поселениях. С молотка, в ускоренном темпе происходит аукционная распродажа оставшихся сельхозземель по всей республике", - указано в тексте обращения.

19 декабря состоялась прямая линия с президентом, в преддверии которой жители регионов юга России обратились к Путину за помощью в решении экологических, транспортных и коммунальных проблем. Однако их обращения не прозвучали в эфире.

Обращение общественной организации и ситуацию с сельхозземлями в Северной Осетии прокомментировали "Кавказскому узлу" два местных активиста, попросившие не публиковать их имена.

Самый большой урон будет нанесён частным подсобным хозяйствам

Продовольственных рисков от уменьшения количества земель сельскохозяйственного назначения как таковых нет, считает один из активистов. "На землях республики в подавляющем большинстве выращивается кукуруза, которая, как правило, идёт на спирт. Никакой аграрной политики в республике не ведётся. Земля роздана мелким собственникам и нещадно, варварски эксплуатируется. Самый большой урон будет нанесён частным подсобным хозяйствам, которым уже и сейчас негде выгуливать скотину", - сказал он.

По его мнению, проект строительства под предлогом необходимости предоставления квартир участникам СВО "не имеет под собой никаких логических обоснований, кроме прибыли девелоперов". "Во Владикавказе тысячи нераспроданных квартир. Нет никакой необходимости строить новые, тем более за счёт уничтожения сельхозземель. Если же хотят помочь участникам СВО – то могут закупить им уже построенное жилье", - заявил активист.

Он отметил, что поддерживает идею моратория на изменение категории сельхозземель, так как мораторий "очень поможет хотя бы остановить варварское истребление лесов и полей и превращение их в человейники". В республике "варварски истребляется лесной фонд, который переводится под другие виды разрешенной деятельности и сразу же вырубается", пояснил свою точку зрения активист.

Там давно ничего не выращивалось

На отсутствие продовольственных рисков от уменьшения площади сельхозземель указал и другой осетинский активист. "Эти земли давно в чьих-то руках, на них выращивали промышленную кукурузу для спиртзаводов... Но на тех землях, про которые мы сейчас говорим, там давно ничего не выращивалось. Осетия – это быстро урбанизируемая республика, и у нас количество населения, занятого в сельском хозяйстве, все меньше и меньше. Эта тенденция началась еще в Советском Союзе. Поэтому дело не в том, что земли отчуждаются, а в том, что люди не работают, потому что это невыгодно - работать в селе", - заявил он.

При этом активист отметил, что не видит в жилищном строительстве риска для экологии. "Строительство новых кварталов никаких экологических рисков не несет, потому что эти земли – это просто поля, которые и так застраивались. Просто вместо того, чтобы вести точечную застройку, наконец-то додумались начать комплексное строительство. Те сельхозземли, о которых сейчас идет речь, давно были отчуждены в пользу города, и там статус земель еще несколько лет назад был изменен под застройку, именно жилую застройку… Поэтому каких-то особых экологических рисков я не вижу там", - сказал он.

Республику буквально распилили на участки

В вопросе с мораторием, по его мнению, главное - проблема собственности участков. "Проблема в том, что огромное количество земель находится в чьем-то ведении. Просто за много-много лет республику буквально распилили на участки и […] захватили землю. И дальше ее сдают в субаренду людям, которые там что-то пытаются выращивать. Да и застраивается глобально только Владикавказ, другие города не сильно застраиваются. Поэтому этот мораторий глобально ни на что не повлияет. Тут вопрос в том, что в ведение республики надо возвращать обратно земли, которые не используются. То есть они просто у кого-то на балансе, на них ничего не выращивается, и из-за этого многие институционные проекты тормозятся", - заключил активист.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"