Юристы и правозащитники указали на важность огласки в связи с давлением на подписантов обращения в защиту Тупцоковой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чтобы добиться расследования давления на подписантов обращения в защиту Ларисы Тупцоковой, нужно сочетать юридические методы и общественную активность, указали правозащитники и юристы. При этом, по их мнению, может продолжаться неформальное давление, в частности, увольнение бюджетников.
Как писал "Кавказский узел", 7 ноября Правозащитный центр Кабардино-Балкарии сообщил, что активисты из Кабардино-Балкарии, подписавшие обращение к главе Адыгеи Мурату Кумпилову в защиту Ларисы Тупцоковой, столкнулись с давлением. Им звонили люди, которые представлялись сотрудниками МВД и требовали явиться в полицию для "дачи объяснений" по поводу обращения. Хотя под обращением подписались активисты из разных регионов, случаи давления отмечаются только в Кабардино-Балкарии, отметили правозащитники. Силовики не оказывали давления на подписантов обращения в защиту Ларисы Тупцоковой, объяснила прокуратура Кабардино-Балкарии свой отказ принимать меры по этому поводу. Правозащитники назвали этот ответ формальностью.
Лариса Тупцокова - журналистка, филолог, преподаватель черкесского языка. В октябре Тупцокова сообщила, что силовики провели обыски в доме ее родителей в Адыгее и допросили ее родственников по делу об экстремизме. В конце сентября Тупцокова, живущая в Грузии, узнала о возбуждении против нее в России уголовного дела по статье об экстремизме. Примерно за месяц до этого в сети появился фейковый сайт признанного экстремистским Черкесского культурного центра в Тбилиси, где были размещены публикации от имени Ларисы Тупцоковой.
Лариса Тупцокова может быть задержана при возвращении в Россию, считает юрист Патимат Абдулаева.
«Задержание Тупцоковой возможно, если дело возбуждено, то ее могут задержать. вполне возможно, что они могут и задержать. Вот как они сделали с «гражданами СССР»*. Примерно такое дело было возбуждено против них. Абсолютное абсурдное дело, но людей задерживали, держали до тех пор, пока не признавали вину", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Люди, считающие себя гражданами СССР – это неформальная общность, они объединяются в различные организации, рассказал ранее "Кавказскому узлу" правозащитник Александр Верховский. "Это разные люди, которые верят в то, что СССР продолжает юридически существовать, а Российская Федерация, наоборот, нет. Они объединяются в разные организации. Время от времени эти организации ещё и делятся на части", – пояснил он. По словам правозащитника, в России запрещено уже несколько организаций тех, кто считает себя гражданами СССР, но не всегда в них присутствует аббревиатура СССР.
"Признание вины стало царицей доказательств. Те, кто не признавал вину, брали под стражу. И люди вообще под угрозой задержания тут же подписывали все, что им говорили. Если, действительно, был создан фейковый сайт, значит это сделано для статистики. Им же отчитываться надо. Целые структуры созданы под борьбу с экстремизмом и терроризмом, так им дела нужны. Вот они находят, где какие-то лазейки. Я уверена, что этот фейковый сайт был создан для того, чтобы возбудить дело», - сказала юрист.
Что касается попыток силовиков оказать давление на общественников, подписавших обращение в поддержку Тупцоковой, то этого не стоит бояться, говорить она.
«Если в обращении говорится о том, что сайт, где выложены публикации от имени Тупцоковой, фейковый, то общественников могут вызвать для дачи объяснений именно по этой теме. Когда у нас поддержку одного блогера было коллективное обращение, тогда тоже многих подписантов приглашали, и они очень беспокоились, волновались. Я им объясняла, здесь ничего такого нет, идите, дайте объяснение. Страшного здесь ничего такого нет. Подписанты ничем не рискуют, их не могут привлечь к ответственности за это обращение. Силовики просто хотят добиться того, чтобы они перестали поддерживать ее", - отметила она.
Около 30 правозащитников и активистов из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края потребовали прекратить уголовное преследование Тупцоковой за отсутствием события преступления. Подписанты обращения отметили ее вклад в сохранение родного языка и указали, что дело против нее может стать прецедентом для преследования других людей, когда-либо сотрудничавших с культурным центром в Тбилиси.
Юрист Тимур Филиппов усомнился в возможности справедливого расследования дела в российском суде.
"Если дело дойдет до суда, ключевым будет доказывание авторства публикаций на фейковом сайте. Защите нужно предоставить технические экспертизы, подтверждающие подделку материалов, свидетельства о том, что Тупцокова не имела доступа к сайту. При возвращении в РФ в отношении нее может быть избрана мера пресечения в виде ареста. Учитывая политический характер преследования и фальсификацию доказательств, реальные перспективы на справедливый процесс в российском суде минимальны", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, отказ прокуратуры принимать меры по факту давления со стороны силовиков можно обжаловать.
«Формальный отказ прокуратуры Кабардино-Балкарии можно обжаловать в прокуратуру Северо-Кавказского федерального округа или Генеральную прокуратуру РФ в течение 10 дней с момента получения ответа. Для документирования давления необходимо записывать телефонные разговоры, фиксировать номера звонивших, запрашивать официальные повестки в полицию через адвоката, собирать свидетельские показания других подписантов», - посоветовал он.
Реален риск неформального давления: вызовы на "профилактические беседы", угрозы увольнения с работы для бюджетников. Реальный риск - не столько уголовное преследование, сколько административное давление и создание атмосферы страха
По его мнению, привлечь подписантов к какой-либо ответственности невозможно.
«Более реален риск неформального давления: вызовы на "профилактические беседы", угрозы увольнения с работы для бюджетников. Реальный риск - не столько уголовное преследование, сколько административное давление и создание атмосферы страха для предотвращения дальнейшей поддержки», - указал он.
Глава комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина* считает, что в текущих условиях можно преодолеть формализм надзорных органов и заставить прокуратуру реально рассмотреть факты давления.
"Действовать в режиме non-stop. И при этом нельзя быть уверенным, что это поможет. Другого способа, к сожалению, нет. Еще привлекать прессу с тем же сомнением в успехе. Пробовать и не сдаваться. Это все, что можно в настоящее время", - сказала она корреспонденту «Кавказского узла».
По ее словам, в текущих условиях нет наиболее эффективных и безопасных методов для самих активистов.
«Безопасных нет в наше время. Но все способы общественного давления, включая публикации, открытые письма, обращения к уполномоченным по правам человека, международным организациям, все это следует делать, если решили бороться. Лично наша организация в подобных кейсах старается не ограничиваться юридической помощью и активно ведет публичную кампанию. Да, в этом есть свои риски, но мы стремимся делать и то и другое", - указала она.
Правозащитники взяли на себя роль локомотива в этом вопросе. И в первую очередь именно они под ударом
Активист из Кабардино-Балкарии, захотевший остаться неназванным, считает, что не стоит вести слишком агрессивную кампанию.
"Мы должны понимать, что сейчас очень опасно и бесполезно сталкиваться с правоохранительными органами. Все надо делать с умом и очень спокойно. Наиболее безопасная тактика - это сочетание юридических действий с умеренной публичностью через независимые СМИ, избегая агрессивной риторики", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он уверен, что основной удар в первую очередь придется на местные правозащитные организации.
"Правозащитники взяли на себя роль локомотива в этом вопросе. И в первую очередь именно они под ударом. Но силовикам легче и проще оказать давление не на правозащитников, а на сотрудников вузов, например. И понятно, что они будут напуганы в каком-то смысле. В этом плане будет намного легче, если этой темой займутся московские правозащитники, потому что местные силовики до них вряд ли смогут дотянутся", - отметил он.
19 ноября стало известно, что Росфинмониторинг внёс Ларису Тупцокову в перечень террористов и экстремистов.
Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook**, Instagram**, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* межрегиональное общественное объединение "Союз славянских сил Руси" признано экстремистской организацией в августе 2019 года, решение об этом принял Верховный суд Коми, также в список экстремистских внесены еще несколько организаций, в названии которых упоминается аббревиатура СССР.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.