Азербайджанские активисты раскритиковали Акт об амнистии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Азербайджанские активисты и журналисты, живущие за рубежом, раскритиковали принятый парламентом Азербайджана Акт об амнистии. Они назвали нынешнюю амнистию манипуляцией.
Как писал "Кавказский узел", 15 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев внес в парламент Акт об амнистии, которая затронет около 20 тысяч человек. Инициатива приурочена к объявленному в 2025 году в Азербайджане "Году Конституции и суверенитета" и восстановлению суверенитета страны над всей ее территорией, заявили власти. Местные активисты приветствовали инициативу об амнистии, однако отметили, что она не решит проблему политзаключенных.
Проект Акта об амнистии будет рассмотрен и принят парламентом до конца 2025 года, его исполнение начнется немедленно и завершится в течение четырех месяцев, сообщил "Кавказскому узлу" источник в парламенте.
17 азербайджанских активистов и журналистов в изгнании выступили с заявлением, в котором раскритиковали Акт об амнистии принятый Национальным собранием Азербайджана 19 декабря.
«Правительство и официальные СМИ продвигают идею о том, что эта амнистия станет крупнейшей по количеству заключённых, которых она затронет, включая тех, кто будет освобождён из тюрем. Инициатива об амнистии породила в обществе надежды как на сокращение численности заключённых, так и на освобождение политических заключённых. Однако вопреки утверждениям официальной пропаганды амнистия не стала актом гуманизма, а была использована для манипуляции общественным мнением», - говорится в заявлении, поступившем корреспонденту «Кавказского узла».
«Во-первых существуют противоречия между заявленными целями амнистии и ее практическим применением. Так, в то время как, согласно статье 1 Акта об амнистии, этот документ имеет «широкий охват с точки зрения распространения на уязвимые социальные группы и сферы уголовных преступлений», в статьях 2 и 3 оговариваются исключения, нивелирующие масштабность документа. В частности, указывается, что амнистия распространяется на лиц, осужденных за менее тяжкие преступления, которым до завершения срока тюремного наказания остается менее 1 года, и осужденным за тяжкие преступления, до истечения срока заключения остается менее 6 месяцев. Кроме того, согласно статье 7 Акта об амнистии, к ограничениям на применение амнистии наряду с тяжкими и особо тяжкими преступлениями был добавлен обширный перечень и менее тяжких преступлений», - отмечают авторы документа.
«Официальные утверждения о беспрецедентности нынешней амнистии по ее масштабам», опровергаются самим содержанием документа, принятого парламентом», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» один из подписантов обращения, член правления движения Resplatforma, юрист Самед Рагимли.
По его словам, утверждения о самой «масштабности» нынешней амнистии в Азербайджане опровергаются историческими фактами. «Самыми масштабными амнистиями по критерию соотношения освобождаемых из тюрем к общей численности населения стали амнистии 1918 года по случаю открытия парламента Азербайджанской Народной Республики и амнистии 1992 года, принятой в связи с восстановлением независимости Азербайджана», - отметил Рагимли.
Предусмотренное амнистией освобождение заключенных, которым осталось до завершения наказания менее года и менее 6 месяцев «не имеет отношения к философии амнистии, которая имеет целью осуществления актов гуманизма в контексте реформ, направленных на искоренении практики нарушения прав человека», считает юрист.
«Нынешняя амнистия не способствует искоренению карательной государственной практики и кризиса переполненности тюрем, к которому эта практика привела, а также не решает проблему политических заключенных. Таким образом, официальное название этого акта как амнистии — это попытка скрыть тот факт, что суть этой меры — манипулятивная попытка., -заключил Рагимли.
Один из бакинских юристов также согласился с указанной оценкой амнистии. «Акт об амнистии был составлен таким образом, чтобы он минимально затронул политзаключенных. Среди них - очень много осужденных по статье 234.1-1 (незаконное приобретение или хранении наркотиков в крупном размере без цели сбыта), это в основном верующие и молодые активисты. По амнистии, предусмотрено освобождение из тюрем только тех осужденных по этой статье, которым остается до завершения срока наказания менее 6 месяцев. При нынешнем варианте, на свободу вышли только около двух десятков человек. В то же время, амнистия не коснулась осужденных по этой статье профсоюзных активистов Айхана Исрафилова, Эльвина Мустафаева, Мохйаддина Оруджева, правозащитника Ильхамиза Гулиева, которым до завершения срока остается менее 1 года», - сказал юрист, не пожелавший быть названным.
Отметим, что омбудсмен Азербайджана Сабина Алиева расценила акт амнистии как шаг «в рамках продолжения гуманизации политики наказания». «(Это) продолжение последовательной и систематической гуманной политики государства. Акты об амнистии — это не только правовой механизм, но и проявление социальной справедливости, милосердия и уважения к человеческому достоинству» - цитирует Алиеву агентство «Азертадж».