Уроженка Ингушетии рассказала о борьбе покойной сестры за встречи с ребенком

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Тяжелобольная жительница Ингушетии Пятимат Евкурова в течение семи лет добивалась встреч с сыном, которого у нее силой забрал бывший муж, и умерла, даже не увидев повзрослевшего ребенка. Ее сестра обратилась к главе СКР, требуя наказать виновных в нарушении прав Пятимат. 

На Северном Кавказе матери часто оказываются разлучены с детьми после развода с мужем и годами добиваются возможности хотя бы видеть своих детей, говорится в справке "Кавказского узла" "Мария Смелая - одна из матерей, которых на Кавказе разлучили с детьми". 10 октября стало известно, что ЕСПЧ признал нарушенными права москвички Жанетты Тухаевой, которая судилась с отцом своих двоих сыновей за опеку в Москве, Чечне и Дагестане. Жанетта до сих пор не может встретиться со старшим сыном, которого она не видела больше десяти лет, несмотря на все решения судов в ее пользу. Она инициировала лишение бывшего супруга родительских прав из-за долга по алиментам в 3,5 миллиона.

Историю 31-летней Пятимат Евкуровой, которая умерла в ноябре 2024 года в результате онкологического заболевания легких, журналистам рассказала ее сестра Залина Евкурова. Она пытается привлечь к ответственности тех, кто нарушал права ее сестры на общение с ребенком. 

Пятимат Евкурова в 2011 году заключила исламский брак с Гириханом Богаевым, в 2012 году брак был официально зарегистрирован, тогда же у пары родился сын. По словам Залины, после появления ребенка в семье начались регулярные конфликты, причем в отношения супругов “активно вмешивались родители мужа”. После жестокого избиения в 2013 году Пятимат с ребенком уехала к своим родителям, при этом отец забирал мальчика у матери на несколько дней, даже когда тот был на грудном вскармливании. Позднее семья мужа заявила, что хочет “забрать ребёнка насовсем”, рассказывается в публикации “Осторожно Media” 10 декабря. 

Супруги официально расторгли брак только весной 2017 года. В августе того же года суд постановил, что ребенок должен жить с отцом, но мать имеет право участвовать в его воспитании. По решению суда Пятимат Евкурова могла видеться с сыном дважды в месяц, по субботам на два часа, но в действительности семья бывшего мужа не позволяла ей встречаться с ребенком, утверждает Залина Евкурова. 

В течение семи лет после этого решения суда Пятимат Евкурова многократно просила встречи с сыном, обращаясь к бывшим родственникам через знакомых, но сталкивалась с отказами и угрозами. По словам сестры, в конфликте на стороне бывшего мужа Пятимат активно участвовали не только его родственники, но также местные старейшины и директор школы, которую посещал мальчик. 

Как утверждает Залина Евкурова, с 2017 года и до своей смерти ее сестра ни разу не увидела сына: лишь один раз в 2023 году она видела повзрослевшего мальчика на фотографии, которую опубликовала соседка. Родственники и старейшины “не давали Пятимат действовать по закону”, приезжали в дом ее родителей и угрожали ее отцу “создать невыносимые условия семье, если женщина продолжит добиваться ребенка” и лишить их “возможности жить в обществе”. 

По мнению сестры, постоянный стресс и страх довели Пятимат до крайнего истощения на фоне тяжелой болезни. Последнюю попытку увидеть сына она предприняла за месяц до смерти, 1 октября 2024 года: женщина приехала в школу, где учился ее сын, но директор потребовала, чтобы Пятимат ушла. Вскоре в школу пришел дед мальчика, который “начал кричать на Пятимат и потребовал уйти”, после этого Евкуровой стало плохо и родные увезли ее домой. После этого она лечилась в Краснодаре и в НМИЦ онкологии имени Герцена в Москве, но “уже была настолько слаба, что химию бы не выдержала”. 1 ноября Пятимат умерла. 

Залина Евкурова вскоре после смерти сестры обращалась в прокуратуру и СКР, заявляя о нарушениях прав сестры на воспитание ребенка, угрозах в ее адрес и давлении со стороны бывшего мужа. По ее словам, в ответ приходили только отписки.

“Она умерла, так и не увидев ребёнка. Я добьюсь, чтобы виновные ответили. Чтобы никто больше в Ингушетии не мог силой и страхом отнять у матери ее ребенка”, - заявила Залина. 

В видеообращении к главе СКР Александру Бастрыкину, опубликованном проектом “Кавказ без матери” 9 декабря, Залина Евкурова просит привлечь к ответственности “ряд должностных лиц и граждан” за незаконные действия либо бездействие. В частности она упоминает директора школы, которая, по данным Евкуровой, “с целью избежать наказание, поспешно подала заявление об увольнении”, а также деда своего племянника, отца бывшего мужа Пятимат.

Залина Евкурова отмечает, что ее многочисленные обращения в правоохранительные и надзорные органы не были рассмотрены надлежащим образом, несмотря на наличие доказательств и показаний свидетелей. 

“Наша семья столкнулась с полным отсутствием реакции, что свидетельствует о системной несправедливости (...). Память о моей сестре заслуживает защиты ее прав и материнства, хотя бы постфактум”, - говорит она на видео. 

Проект “Кавказ без матери” также приводит некоторые слова Залины Евкуровой о Пятимат. “Моя сестра умерла от горя. Постоянный страх, бессилие и унижение разрушали сестру год за годом. Она старалась держаться, говорила, что обязана жить ради того дня, когда увидит сына, но ее здоровье таяло на глазах”, - говорится в публикации на странице проекта в Instagram*. Там также приводятся слова Рашида Богаева, которые он сказал матери внука за месяц до ее смерти: “Исчезни и больше не появляйся”.

Автор: