Психологи назвали необходимой поддержку карабахских беженцев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Беженцы из Нагорного Карабаха, в том числе дети, тяжело переживают вынужденное переселение в Армению, ситуацию усугубляют финансовые трудности. Психологическая поддержка, которую получили 250 семей, позволяет пройти сложности адаптации, указали специалисты проекта New Perspective.
Как писал "Кавказский узел", Совет по защите прав граждан Нагорного Карабаха в апреле провел месячную палаточную акцию на площади Свободы в Ереване, добившись продления социальной помощи беженцам еще на два месяца. В июне активисты заявили, что им удалось убедить правительство Армении принять ряд предложений по обеспечению вынужденных переселенцев жильем, однако самые важные предложения были отклонены.
Для карабахских беженцев в Армении действовала программа "40+10", по которой 40 тысяч драмов (около 103 долларов) выделялись каждому беженцу для аренды жилья и 10 тысяч (около 25,8 доллара) - для коммунальных выплат. С апреля 2025 года эту программу решено было не распространять на людей трудоспособного возраста, а оставить лишь для детей до 18 лет, людей с ограниченными возможностями и пенсионеров. Беженцы заявили, что после сворачивания соцпрограмм им не хватит денег даже на аренду жилья. Часть карабахцев не может добиться соцпомощи, так как выехали из Армении до начала массового исхода беженцев.
"Миссия проекта - способствовать сохранению общности и идентичности арцахских (карабахских) соотечественников, а также их интеграции в новом обществе посредством различных методов реабилитации", - рассказали корреспонденту "Кавказского узла" координаторы проекта.
"Проект New Perspective начинался, как работа группы инициативных людей, которые хотели помочь своему обществу. Эту группу собрала и организация Indie Peace при поддержке Евросоюза, которая продолжает участвовать в жизни и развитии команды, находит для участников команды возможности для разностороннего развития. В частности, с января 2025 года при поддержке Литовского фонда сотрудничества в целях развития и гуманитарной помощи (Lithuanian Fund for Development Cooperation and Humanitarian Aid) команда посетила курс из пяти воркшопов на тему развития гражданского общества - как строить и развивать свое НПО, конфликтология", - рассказала координатор проекта New Perspective Катерина Калоева.
По ее словам, "изначально, во время блокады Нагорного Карабаха, команда состояла из психологов и активных граждан Нагорного Карабаха и поддерживалась дистанционно, затем к группе присоединились и другие люди, которые проживают на территории Армении и которым стали близки ценности и смыслы проекта".
За время работы проект оказал поддержку более 250 семьям, отметила координатор. Она уточнила, что "особенность проекта в том, что он с самого начала откликался на нужды самых разных людей, детей и взрослых, детей с ограниченными возможностями", и что "возрастной диапазон бенефициаров проекта от двух с половиной лет до 69 лет".
Говоря о работе с подростками, Калоева отметила, что "это регулярное направление проекта, начатое еще со времен блокады в Нагорном Карабахе".
"New Perspective чутко откликаются на запросы в группах, составляются рабочие программы с учетом потребностей. Ранее все трудности были связаны с последствиями войны и насильственного переселения, необходимостью адаптироваться к новым условиям. Темы, которые затрагиваются в группах для подростков это: буллинг и как с ним обходиться, дружба, коммуникативные навыки, формирование позитивного мышления, развитие уверенности в себе и навыков преодоления жизненных трудностей, профориентация и навыки совладания со стрессом во время экзаменов", - рассказала Катерина Калоева.
Из острых проблем координатор заметила, что "часто это проблема социально-экономическая, когда родители беженцев, пытаясь встать на ноги, не имеют возможности поддержать, порадовать обновками, новыми гаджетами своих детей, и именно в этом возрасте это остро ощущается".
"Также ребята не чувствуют себя полностью "дома" в Армении, но уже и не могут вернуться в Нагорный Карабах. Возникает ощущение "лишенности" своей истории, территории, будущего. Хотя они и говорят на литературном армянском, отличаются по менталитету, привычкам, говору, и это вызывает непонимание. Некоторые сталкиваются с предвзятым отношением, особенно в школах и дворах. Потеря старых друзей, соседей, школьного коллектива. Трудности в установлении новых устойчивых связей. Семьи нередко живут в общежитиях, временных домах или арендуемых квартирах с плохими жилищными условиями. Отсутствие личного пространства, конфликты в семье. Есть случаи, когда подростки чувствуют себя обузой или часто рано выходят на подработки, или берут на себя уход за членами семьи", - перечислила координатор.
Дети, попадая в такие травмирующие ситуации, начинают жить жизнью взрослых, бывают вынуждены быстро повзрослеть
Хореограф Ануш Цатрян из Степанакерта работает в проекте New Perspective несколько месяцев. С разными возрастными группами проводит танцы с элементами двигательной терапии.
Цатрян также работает в одной из общеобразовательной школ Армении. Она отмечает, что адаптация и интеграция детей-беженцев в жизнь проходит медленно.
"Наши дети как-то сразу стали взрослыми. Война, блокада, изгнание, сделало взрослым их мировоззрение и создает трудности для их интеграции в социум. Я все еще наблюдаю, что карабахские дети, если с ними не работать, не желают раскрываться, с трудом принимают то веселье, что присуще их сверстникам. Наши дети видят социальные и психологические трудности в своих семьях и тоскуют по довоенной жизни. Потому, психотерапия со всеми детьми обязательна. И то, что наш проект работает также с родителями, это дает хорошие результаты", - считает Ануш Цатрян.
Психолог Анаит Тевосян из Степанакерта как специалист присоединилась к New Perspective, когда миссия начала деятельность еще Нагорном Карабахе. Сейчас психологическую поддержку в рамках проекта получают ее два ребенка.
"После войны 2020 года, и особенно во время блокады, наша миссия столкнулась со сложнейшими задачами. Дети вынесли на себе не только физическую усталость, но и колоссальную эмоциональную боль - у кого-то погиб родной человек, у кого-то разрушен дом в результате бомбежек, у всех развилась тревожность, отстраненность. Во время блокады еще прибавилось недоедание. Мы рисовали, играли, просто разговаривали, устраивали небольшие посиделки со скудными угощениями. Затем ко всем этим тяжелым психотравмам прибавилось еще и потеря дома, друзей, новая обстановка. С такими детьми невозможно работать "по учебнику". Нужна особая деликатность. Пусть медленно, но дети возвращаются к жизни. Кто-то начинает снова рисовать, кто-то впервые обнимается или смеется. Я это увидела в своих детях", - поделилась психолог.
Она отметила, что "каждый беженец "нуждается в психологической поддержке – это общая травма, которую прожили семьи целиком".
Нарине Амбарцумян из Нагорного Карабаха получает психологическую поддержку вместе с ребенком в рамках New Perspective.
По ее словам, "ни разу не пожалела, что мы в программе New Perspective". "Мой ребенок наравне со взрослыми пережил трудные испытания. Я сомневалась, стоит ли тратить время и силы на психолога? Но потом я увидела, что мы выжили, но не живем. И теперь мы начинаем возвращаться к жизни. Психолог не вернёт нам дом. Но он помогает нам построить новый - внутри себя. И это бесценно", - сказала молодая женщина.
Мы обновили приложения на Android и IOS – теперь они работают без VPN! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN) либо использовать браузер Ceno для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.