Александр Сапрунов: Не нужно равнять всех с "оборотнями"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В последнее время работа стражей правопорядка находится в центре внимания всей России. Причем, негативный образ в немалой степени складывается благодаря последним разоблачениям "оборотней" в милицейских погонах, сделанным самолично министром внутренних дел Борисом Грызловым. А как обстоят дела с "оборотнями" на Ставрополье? С этой темы начался разговор корреспондента "Ставропольской правды" с начальником ГУВД СК генерал-лейтенантом Александром Сапруновым.

- Александр Георгиевич, а в ставропольской милиции есть те, кого нынче принято называть "оборотнями"? Понимаю, что тема не самая приятная, и все-таки как бы сигнал "на борьбу с преступностью в собственных рядах" был дан сверху...

- Все-таки они есть. Но ни о каком сигнале сверху не может быть и речи. Я не собираюсь уходить от ответа, но прежде позволю себе сказать то, в чем убедился за многие годы своей службы: не нужно равнять всех с "оборотнями", в милиции гораздо больше честных людей. А что касается борьбы с предателями интересов службы (у нас есть такое, на мой взгляд, очень точное выражение), с ними мы боролись и будем бороться. Мы не делаем из всего этого тайны. Напротив, заинтересованы в том, чтобы люди знали, что мы наращиваем усилия в противодействии коррупции в наших рядах.

- Как мне помнится, этот постулат был одним из главных в вашей программе, когда вы возглавили Ставропольское краевое управление внутренних дел. Тогда, два с половиной года назад, на первой встрече с журналистами в пресс-центре "Ставропольской правды" вы говорили именно об этом. Стали ли ряды ставропольской милиции чище за это время?

- Ответ однозначно положительный. Начиная с 2000 года по настоящее время, на сотрудников органов внутренних дел было возбуждено более пятисот уголовных дел. Причем, отмечу, многие из них по нашей собственной инициативе. Осуждены судами 176 человек. К дисциплинарной ответственности привлечены более пяти тысяч милиционеров. Если взять статистику последних десяти дней, то она тоже весьма показательна. В Минеральных Водах за взятку задержан помощник участкового уполномоченного милиции. Сотрудниками управления собственной безопасности УВД на Кавминводах по подозрению в получении взятки в две тысячи рублей задержан старший оперуполномоченный ОБЭП Ессентукского ОВД - во столько он оценил свои услуги по неоформлению результатов проведенной проверки. В Буденновске старший специалист управления по делам миграции ГУВД потребовала у женщины 15 тысяч рублей за предоставление субсидии на покупку жилья. Она была задержана сотрудниками ОБЭП при получении взятки. Печальный, конечно, перечень. Но, согласитесь, он свидетельствует о том, что со своими мерзавцами мы расправляемся решительно.

- Александр Георгиевич, и все-таки странный круг вырисовывается. Сотрудники ОБЭП разоблачают коллегу из миграционной службы, их самих "ловят" работники управления собственной безопасности. А те в свою очередь сами совершают преступления...

- Вот вы о чем вспомнили. На самом деле, на днях за вымогательство двухсот тысяч рублей были задержаны с поличным двое оперативных сотрудников УСБ. Они вымогали деньги у предпринимателя в обмен на беспрепятственное передвижение автомашины, груженной алкогольной продукцией, по дорогам края. Прокуратурой края возбуждено уголовное дело, расследование ведут сотрудники следственной группы прокуратуры. А что касается того, что над разоблачением коррупционеров работают многие отделы, в этом нет ничего удивительного. Только в структуре нашего министерства напрямую этим занимаются и управление собственной безопасности и инспекция по личному составу.

- И все-таки нареканий еще много. В первую очередь, остается открытым вопрос: сможет ли милиция оградить жителей края от возможных терактов и, по большому счету, обеспечить безопасность на Ставрополье?

- Надеюсь, вы не ждете от меня положительного ответа. Опыт последних лет и месяцев показал, что, несмотря на все принимаемые меры, теракты все же происходят. Существует такая опасность и на Ставрополье. Разработан и проводится комплекс специальных мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности, совместно с УФСБ по краю создан специальный штаб, который координирует все меры по усилению противодействия терроризму. Недавно - и "Ставропольская правда" об этом уже рассказывала - прошли методические сборы начальников городских и районных отделов милиции, строевых подразделений, руководителей управлений и сотрудников аппарата ГУВД, на которых среди других вопросов отрабатывалась и организация охраны общественного порядка, противодействия экстремизму. Но...

- Сейчас вы скажете: к каждому дому милиционера не поставишь...

- Скажу и буду абсолютно прав. Ни к каждому дому, ни к припаркованнному автомобилю милиционера не поставишь. Поэтому так важна для всех нас активная помощь всего населения Ставрополья.

- Помощь помощью, но у налогоплательщиков может быть вполне резонный вопрос: а за что милиция деньги получает?

- Милиция получает деньги за работу. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в последние годы мы столкнулись с ситуацией весьма неординарной. Причем это происходит не только в России, но и во многих странах мира, которые, как и мы, страдают от терроризма и экстремизма. Рецептов, как бороться с этим злом, достаточно много. Но, к сожалению, далеко не все они эффективны. Так что без добровольных помощников нам пока не обойтись. И я очень признателен всем тем, кто оказывает нам помощь. Ежесуточно к несению службы привлекается около четырехсот казаков, они работают совместно с сотрудниками милиции на 250 маршрутах патрулирования. За минувшие полгода такое взаимодействие позволило раскрыть более ста преступлений различной степени тяжести, выявить и пресечь более двух тысяч административных правонарушений. Наиболее активно казачество работает в Буденновском, Благодарненском, Курском и Новоалександровском районах, Невинномысске и Пятигорске. Есть результаты и в деятельности ДНД. Например, после создания такой дружины в Промышленном районе краевого центра в местах ее патрулирования не было зафиксировано ни одного уличного преступления.

- Александр Георгиевич, вчера прошла коллегия ГУВД СК, на которой рассматривались вопросы организации и состояния контроля за сохранностью табельного, изъятого, добровольно сданного и найденного оружия. Тема - весьма актуальная. Она на слуху после судебного разбирательства дела "милицейских оружейников". О чем шла речь?

- О том, каков должен быть настоящий порядок и что нужно немедленно сделать для устранения беспорядка. Надеюсь, понятно, почему это заседание коллегии мы провели в закрытом для прессы режиме. Но тем не менее могу сказать, что сложившаяся ситуация в некоторых органах и подразделениях потребовала немедленного вмешательства. В ряде городских и районных отделов имеющиеся недостатки трудно оценить как недоработки руководителей в связи с загруженностью. Созданы условия - а именно такую оценку дала коллегия - для правонарушений и, не побоюсь сказать, в ряде случаев - преступлений со стороны сотрудников, имеющих отношение к изъятому, сданному и найденному оружию. На коллегии я еще раз напомнил, что эти "недоработки" попадают под действие статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Кое-кого мы решением коллегии наказали.

- Чтобы не заканчивать на столь пессимистической ноте, задам вопрос: а что хорошее есть в жизни ставропольской милиции?

- Хорошего много, но самое главное - снизилось на шесть процентов количество зарегистрированных преступлений. Ставропольские милиционеры стабильно несут службу, сложилась устойчивая тенденция уменьшения количества дисциплинарных проступков, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. То есть можно говорить о том, что работа с кадрами стабилизировалась. Вакантных должностей у нас всего 3,3 процента. А на некоторые даже существует конкурс. Из милиции меньше стали увольняться, особенно на первом году службы. Впрочем, социальных гарантий по-прежнему недостаточно. А, значит, работают люди у нас не за страх, не за льготы, а за совесть.

Опубликовано 23 июля 2003 года

Автор:
источник: Газета "Ставропольская правда"