Протест ереванских водителей продемонстрировал необходимость создания профсоюзов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Отсутствие профсоюза усложняет выполнение требований бастующих и защиту их прав, заявили участники дискуссии в Ереване после акции протеста водителей автобусов. Представители мэрии приглашение на дискуссию проигнорировали. 

Как сообщал "Кавказский узел", большинство водителей автобусов в Ереване отказались 3 декабря выходить на работу, указав на плохие условия и несправедливую оплату труда. Позднее водители рассказали, что уволены 35 человек, однако руководство сообщило им, что в случае возвращения на маршруты они будут восстановлены. 4 декабря водители вышли на маршруты, однако уволенных за участие в забастовке на работу не вернули. 

Дискуссия о забастовке водителей автобусов в Ереване состоялась 4 декабря в столичном Медиа центре. Представители ереванской мэрии в обсуждении не участвовали, хотя получили приглашение от организаторов, передал корреспондент "Кавказского узла" со ссылкой на прямой эфир дискуссии на YouTube-канале организации.

Забастовка – фундаментальное право работников, которые хотят отстоять свои интересы, но акция должна быть организована в соответствии с положениями Трудового кодекса, указала глава Конфедерации профсоюзов Армении Элен Манасерян.

Она отметила, что у водителей автобусов нет профсоюза, который был бы уполномочен объявлять забастовку, поэтому такую акцию протеста водителей нельзя назвать забастовкой.

"Водители выбрали неверное средство для достижения своих требований. Забастовку может организовать профсоюз. Если профсоюза нет, водители должны были провести собрание, выбрать представителей, которые бы обратились к профильному союзу конфедерации для организации забастовки, создания комитета, в который вошли бы водители и который управлял бы забастовкой. Это была незаконная акция. После майской акции протеста конфедерация предложила водителям создать профсоюз, но они отказались, не пожелали брать на себя ответственность. Но надо понимать, что трудовые права можно защищать исключительно в рамках правового поля. 3 декабря в ходе акции мы предлагали пойти на компромисс, но водители отказались, причем идти на компромисс не желают обе стороны. Шантажом и угрозами проблему не решить, рано или поздно проблема вновь даст о себе знать", - сказала она.

В то же время глава конфедерации считает справедливым требование водителей об оплате за внеурочное время работы, за униформу за счет работодателя, а также требования к гигиене.

"Но забастовка – крайняя мера, когда все инструменты решения трудового спора исчерпаны. Один из последних инструментов – комиссия примирения, если и ей не удается в течение семи дней решить коллективный спор, только после этого объявляется забастовка. Причем решение о забастовке принимается тайным голосованием большинством, которое должно составлять не менее половины от общего числа работников. В решении о забастовке указываются требования, которые были представлены в комиссию примирения, определяется время начала забастовки, ее продолжительность. При этом о дате забастовки необходимо проинформировать работодателя за семь дней, а в случае с общественным транспортом – за 14 дней", – пояснила Манасерян.

Создать профсоюз могут трое работников, получив государственную регистрацию и утвердив устав, добавила она. "В США к забастовке готовятся месяцами, - добавила глава конфедерации.

По ее мнению, компания уволила более 30 водителей в назидание остальным. "Это угроза, чтобы сформировать атмосферу страха. Если водители автобусов пожелают, они могут в суде оспорить приказы об увольнении. Согласно Трудовому кодексу, увольнению сотрудника даже на основании потери доверия должны предшествовать определенные процедуры. Чтобы понять, соблюдены ли эти процедуры, нужно изучить приказы об увольнении", - сказала Манасерян.

Глава оппозиционной фракции "Национальный прогресс" в Совете старейшин Еревана Арам Торосян связал акцию протеста водителей с неэффективными управленческими решениями столичных властей.

"Переход на единую систему оплаты – важный фактор. Власти обязаны были пересмотреть зарплату водителей, которые, по сути, лишились дополнительного дохода из-за отказа от оплаты проезда напрямую у водителя. Тем более, что объемы поступлений от перевозок выросли в ежедневном разрезе на пять миллионов драмов. Эти средства необходимо было направить на решение социальных проблема водителей", - заявил он в ходе дискуссии.

Профсоюзы – важное звено в защите прав работников, однако в Армении профсоюзы так и не стали важным элементом регулирования трудовых споров, считает муниципальный депутат. "Люди не виноваты, что не знают свои права. Нужны системные решения, нужно изменить восприятие к профсоюзам, в частности, повысив их независимость", - отметил Торосян.

Он не согласен с мнением, что акция водителей была попыткой шантажа с целью решить свои проблемы. «Проблема возникла не вчера, столичные власти долго игнорировали требования водителей. К примеру, вопрос гигиены, наличия уборных поднимался на заседании Совета старейшин год назад, проблема до сих пор не решена. Но и транспортный коллапс недопустим", - сказал глава фракции.

На протяжении долгих лет функция профсоюзов сводилась к сбору денег на новогодние подарки детям, цветы женскому коллективу к 8 марта и покупку венка на похороны, заявил в ходе дискуссии глава общественной организации "Информированный и защищенный потребитель" Бабкен Пипоян.

По его словам, в структурах госуправления профсоюзы не решают проблем работников. "В профсоюз выбирают, как правило, бухгалтеров. То есть людей, которые не владеют профессиональными навыками защиты прав работников", - отметил Пипоян.

По его мнению, столичные власти воспользуются забастовкой водителей и их требованием о повышении зарплаты, чтобы обосновать повышение тарифов на проезд в общественном транспорте.

"Что имеем в сухом остатке: водители бастуют, требуя повысить зарплату, стало быть, подорожание проезда единственный способ удовлетворить это требование. Кроме того, забастовка стала пиаром для чиновников мэрии, которые проявили последовательность и поддались на шантаж. Я не утверждаю, что мэрия организовала забастовку, но выводы напрашиваются сами. По какому принципу принималось решение, кого из водителей уволить, а кого нет? Как получилось, что бастовали 500 водителей, а уволили 32?" - задался он вопросом.

На протяжении нескольких месяцев говорится о повышении тарифов, однако никаких расчетов, обосновывающих подорожание, мэрия не приводит, добавил Пипоян. "Мэрия ограничивается одном доводом – высокая себестоимость, но нет каких-либо данных, что именно делает высоким тариф. В 2013 и 2017 годах, когда столичные власти пытались обосновать повышение тарифов, к примеру, в себестоимость включали цену на газ. Указывали, что газ стоит 214 драмов, а эксперты опровергали эти утверждения, так как цена за газ была 190 драмов. Мы по каждой строчке представляли возражения. Сейчас же нет данных, чтобы представить возражения", - подчеркнул глава организации.

По его словам, ереванская мэрия дважды заказывала аудит транспортной системы, последний раз – в 2019 году. "Аудит показал, что объем транспортных перевозок достигал 613 тысяч пассажиров в день, то есть, оборот составлял 61 миллион драмов. Сегодня мэрия объявляет о росте оборота до 35 миллионов драмов. Столичные власти вводят в заблуждение, утверждая, что аудитор представил возможности перевозок 613 тысяч пассажиров. Достаточно чиновникам мэрии открыть документацию, они смогут прочитать, что эффективное управление позволит довести этот показатель до 700 тысяч пассажиров в день. Это все свидетельство кризиса управления", - подчеркнул Пипоян.

Тот же аудитор предложил, по его словам, проект реформы транспортной системы Еревана. "Действующая сеть неэффективна. Для повышения эффективности необходимо закупить 258 18-метровых автобусов, без этого все разговоры о реформе транспортной системы безосновательны. За реформу выдают закупку автобусов MAN (12 метров, на 105 мест) и Zhong Tong (8,6 метра, на 60 мест)", - заключил активист.

Согласно данным на официальном сайте мэрии Еревана, столичные власти закупили в 2020-2021 годах 100 микроавтобусов Gazel City и 211 автобусов среднего класса Zhong Tong. В 2022 году были закуплены еще 150 автобусов среднего класса Zhong Tong, 87 автобусов большого класса MAN и 15 троллейбусов Yutong.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Установите наше мобильное приложение для Android и IOS. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Смотрите видео "Кавказского узла" в YouTube и оставайтесь на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"