Теле-робинзон
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Известный телекритик Э. Кулиев попал на этот густонаселенный остров, откуда и продолжит свой обзор нашего телевидения. Читателей, конечно, удивит то, что в нашей новой рубрике я выступаю в роли теле-Робинзона. Попытаюсь пояснить причину сей метаморфозы. Дело в том, что конечной станцией на линии "Телеметрополитена", по которой мы с вами еще недавно так увлекательно путешествовали, оказался остров, но остров вполне обитаемый, даже, можно сказать, с достаточно высокой плотностью населения. А живут на нем телемарионетки. Нет, не подумайте, что мы решили придать этому слову какой-то политический оттенок, телемарионетками являются нынешние пародии на "звезд" эстрады, телезвезды, свадебные генералы и кликуши, далекие от понимания подлинного искусства, что, к сожалению, нисколько не помешало им заполонить наш эфир.
Борьба продолжается
Все вышеперечисленное в конечном итоге превратило наше телевидение в некий балаганный телетеатр, отношение к которому мы и будем выражать в каждом новом выпуске нашей рубрики. Кстати, не думайте, что наша критика всегда будет однозначно отрицательной. Есть сегодня на телевидении и положительные аспекты, за которые мы будем цепляться подобно тому, как утопающий цепляется за соломинку в надежде на то, что это спасет наше телевидение, а, следовательно, и нас с вами. Отметим, что к определенной доле того позитива, который все-таки наблюдается в деятельности нынешних телеканалов за последнее время, причастны и наши с вами выступления в "Телеметро". Видимо, трудились мы не зря. Итак, мы продолжаем борьбу с псевдокультурной, тотально засоряющей наше телевизионное пространство и превращающей зрителей в невольную жертву этого легкодоступного наркотика.
Ведущий или несведущий?
Для начала уточним, что сегодняшняя нива для телекритики недостаточно широка, поскольку многие программы на телеканалах находятся на каникулах, в связи с чем в эфире превалируют повторы, готовые материалы и пр. Но есть программы, которые систематически обновляются, однако при этом почему-то концентрируются вокруг одной извечной проблемы - что так называемое неотелевидение недоступно для понимания старого поколения.
Одной из последних программ, которую мы проанализировали на днях, была передача "Ночной канал. На короткой волне" телекомпании Sрace, в ходе которой широко обсуждался вопрос песенного жанра в нынешнем эфире, который, в свою очередь, был предоставлен композитору, поэту, певице и, разумеется, ведущей. Важно отметить, что программа "Ночной канал" отличается актуальностью затронутых в ней проблем, способствует желанию зрителей подискутировать по теме, выразить при случае свои претензии или пожелания. Последний ее выпуск имел огромный резонанс среди зрительской аудитории, что еще раз утвердило нас во мнении, что публика сегодня категорически отвергает ту музыкальную продукцию, которая оглушительным ревом врывается в наши дома. Но об этом позже. А пока нам хотелось бы остановиться на другом аспекте этой, да и не только этой, программы - это проблема телеведущих популярных нынче ток-шоу.
Проблема эта, прежде всего, высвечивается в неумении телеведущих вести беседу с приглашенными в студию гостями. Что в первую очередь бросается в глаза зрителям в этих программах? Конечно же, ведущий, который старается выставить себя в главной роли в своей передаче, блеснуть эрудицией (часто при полном отсутствии таковой), оставив в тени главных участников ток-шоу.
Но ничего, кроме неприязни к себе, таким ведущим добиться не удается - это однозначно. Помимо этого, попросту теряется смысл самого обсуждения затронутой проблемы, но все это, к сожалению, преподносится как новая модель телевидения.
Многие помнят известные киноленты прошлых лет, где самые драматические ситуации сопровождались душераздирающей музыкой. Особо часто это имело место в индийских фильмах, отношение к которым уточнять не стоит. Позволим себе только некоторую аналогию - подобная картина с якобы "оживлением" передачи сегодня наблюдается и в наших ток-шоу. О чем это говорит? Или как понять программы, где обсуждаются жанры азербайджанской музыки, а в эфире почему-то в качестве фона звучит музыка зарубежная? Если это и есть наше неотелевидение, то согласиться с ним, разумеется, трудно.
Когда в эфире недостает шлагбаума
Как же предотвратить доступ псевдокультуры в эфир? Пожалуй, это один из самых злободневных вопросов нашей мрачной реальности. Участники вышеназванной программы все до единого сошлись во мнении, что необходимо возродить худсоветы и, кроме того, призвать руководство каналов к большей ответственности. Прозвучало также мнение о необходимости финансовой поддержки деятелей культуры со стороны государства. Мы со своей стороны поддерживаем важную роль худсоветов в решении многих актуальных вопросов культуры, но при этом важно учесть, что худсоветы сегодня нужно не возрождать, а создавать заново с учетом современных требований. Худсоветы прошлых лет, как известно, функционировали по принципу, выработанному в центре, с учетом позиций коммунистической идеологии, что сегодня вряд ли приживется. В нынешней ситуации создание аналогичной организации должно вестись с учетом положительных аспектов, которые были заложены в ее советской предшественнице, и это сыграет необходимую роль того самого "шлагбаума", благодаря которому можно будет рассчитывать на отбор для эфира произведений высокого художественного уровня.
Кстати, наше внимание особо привлекло предложение одной из зрительниц, которая призвала к массовой акции протеста против нынешней откровенной пошлости на экранах. Вот вам и глас народа, вот вам и крик души жертв новаторов телевидения! Чего же больше?
Это было бы грустно, если бы не было смешно
На некоторых наших каналах то и дело слышно: "Наш принцип - кайф, поскольку не кайфуют только животные!". Под словом "кайф", конечно же, имеется в виду очередное шоу-удовольствие. Хочется довести до сведения уважаемых пришельцев из новой цивилизации, что мы тоже за "кайф", но кайфовать предпочитаем от чего-то такого, что сделало бы нас хотя бы на порядок выше окружающего беспредела в культуре. Вот тогда-то мы и сможем отличиться от братьев наших меньших.
Поверьте, что "кайф" заключается вовсе не в громогласных призывах в эфире: "Девушки! Больше секса в движениях!". Движение - это, конечно, жизнь, а значит прогресс, но, простите, такого прогресса нам не надо. Сегодня нам необходим прогресс в культуре, науке, спорте, в борьбе с врагами, наконец, а все остальное, не сомневайтесь, приложится.
Трудно ли сегодня привлечь к экранам внимание молодежи? Думаем, что нет. Для этого нужно просто немного фантазии, наблюдательности, юмора и, конечно же, искренности, и любая передача может побить все мыслимые рекорды. Как показали исследования нашей экспертной группы, к таким передачам относится любимая программа молодежи "Тек себир", созданная телеведущим Гасаном Алиевым на телеканале Sрace.
Именно программа "Тек себир" явилась живительной влагой среди приевшихся однообразных передач современного телевидения. И это при том, что ни ее автор, ни участники не являются профессиональными телевизионщиками. Но это нисколько не помешало им привлечь зрительскую аудиторию оригинальностью своих идей и, главное, не повторять почерк авторов и исполнителей программ других телеканалов. Так держать, ребята!
Если "старший брат" портной...
В программах многих каналов часто звучит вопрос: чей опыт нам следует перенять - турецких или российских телеканалов? Подобный подход к решению проблем телевидения ничего, кроме недоумения, не вызывает, поскольку мы за столько лет независимости так и, не смогли избавиться от комплекса "младшего брата".
Мы должны признаться, что и в прошлом многому учились у центра часто не потому, что кто-то заставлял нас это делать, а по той простой причине, что многие из нас боялись кому-то показаться инакомыслящими, потому что в нас крепко сидит желание выглядеть больше послушниками, нежели авторами новых идей.
Ни турецкое, ни российское телевидение не вынуждают нас сегодня оглядываться на них. Пора признаться, что мы делаем это в силу убогости своего мышления и нежелания расти в профессиональном плане.
Безусловно, есть определенные сферы, в которых нам следует учиться у турков - это культура эфира, его технология, многому можно научиться у турецкой эстрады. Но нельзя же забывать о том, что именно мы дали миру такие имена, как Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Саттар Бахлулзаде, Таир Салахов - перед мастерством этих титанов и по сей день преклоняются не только турки, но и весь мир.
На ниве культуры мы должны задавать туркам тон, а не они нам. Нельзя забывать о том, что телевидение в Турции существует чуть более десяти лет, а наше телевидение в ближайшем будущем отметит свой 50-летний юбилей.
Если на протяжении последних лет в наш рынок активно внедряются турецкие кулинары, повара, парикмахеры, то это вполне приемлемо, но культура у нас своя, важно только нам самим ее больше ценить и охранять и не отдавать на растерзание рыночным дельцам. И пока наши каналы не дорастут до понимания этой вроде бы простой истины, настоящего телевидения в Азербайджане не будет.
Опубликовано 19 июля 2003 года