"Это уже не шоу-бизнес, а неприличная вульгарщина..." - известный телекритик Эльшад Гулиев о проблемах отечественной телеиндустрии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В ближайшее время в Азербайджане появится новая общественная организация - Азербайджанская телевизионная академия. Одним из инициаторов ее создания является известный телекритик Эльшад Гулиев. В интервью "Эхо" Э. Гулиев рассказал о целях данного проекта и ответил на другие вопросы, касающиеся отечественной телеиндустрии:
- Мы, группа из семи человек, так называемых профессионалов телеиндустрии, издавна имеющих отношение к телевидению, создали инициативную группу по созданию телевизионной академии. Наше предложение уже одобрено Министерством юстиции, то есть она будет скоро зарегистрирована. Мы хотим создать Азербайджанскую телевизионную академию. Аббревиатура получается очень многозначительной - АТА. Академия будет действовать по той же схеме, по которой в России сегодня существует телеакадемия Владимира Познера, который недавно приезжал в Баку. Собственно говоря, от этого мы и оттолкнулись, ведь аналогичные структуры уже давно действуют в соседней Грузии, в других странах, в Европе.
- Какова цель АТА?
- Цель нашей академии - добиться, чтобы посредством общественной организации профессионалы, вне зависимости от их политических взглядов, могли положительно влиять на телевизионное пространство страны. Формировать то качественное, настоящее ТВ, о котором мечтают все профессионалы, и, самое главное, зрители.
Сегодня в этом есть очень большая необходимость. Попытки объединить профессионалов с самых разных каналов уже неоднократно предпринимались, но все они были безуспешными. И я рад, что мы, наконец, смогли придти к общему решению.
- Когда академия реально заработает?
- В самое ближайшее время. На первое заседание президиума АТА мы пригласим прессу и телеканалы. В руководстве академией есть представители всех телевизионных профессий, то есть там будут и рядовой телевизионщик-профессионал, и руководители телеканалов. Например, в числе семи учредителей АТА - руководитель одного из телеканалов, будут и другие.
Я думаю, эта идея заинтересует всех. Все, что будет издаваться о телевидении - научная, аналитическая и др. литература, как мы договорились, будет выходить под грифом АТА. У нас также будет свой постоянный ежегодный конкурс. В России он называется "Тэффи". Мы пока не пришли к единому мнению по ее названию. Я думаю, на первом заседании оркомитета академии мы объявим и о названии премии. Сегодня подобные премии часто учреждают организации, вообще не имеющие к ТВ никакого отношения. Мы же создадим премию от академии профессионалов, следовательно, она будет престижной. Проведение тренингов, семинаров, различных курсов для телевизионщиков - также в активе будущей деятельности АТА...
- В своем недавнем выступлении в ночном канале Space вы выступили с инициативой создания в стране нового культурно-просветительского телеканала...
- Да, причем в этой передаче участвовал и глава Национального совета по телевидению и радио (НСТР) Нушираван Магеррамов. И там же в эфире было получено его добро по этому поводу. В наших дальнейших беседах с Н. Магеррамовым и руководителями других госструктур я получил полное согласие и поддержку идеи создания такого телеканала.
Сегодня в телепространстве страны, особенно в сфере культуры и просветительства, есть очень много вопросов, ответы на которые не вызывают положительных эмоций. Даже больше - наше телепространство отличается отсутствием качественных просветительских и образовательных передач.
Мы же предложили совершенно новую модель канала. Это будет канал типа общественного телевидения. Если 60-70% долевого участия в этом проекте будет принадлежать частным лицам, с которыми у нас уже достигнута предварительная договоренность, то оставшаяся часть достанется таким структурам, как министерства культуры и образования. Эти вопросы обговорены непосредственно с руководителями обоих министерств и дано их полное согласие и поддержка.
- Какого рода передачи будут готовиться на этом канале?
- Любое ТВ должно быть концептуальным. Отсутствие концепции - главный недостаток всех наших каналов, и, прежде всего, нашего государственного ТВ. Если вы сегодня обратитесь к программам, которые готовит АзТВ, то увидите полное отсутствие какой-либо концепции. Но даже частные телеканалы должны преследовать какую-то цель. Хорошо хоть, что сегодня мы уже имеем НСТР, который должен направлять и контролировать телепространство.
На нашем же канале все программы будут основываться, прежде всего, на общечеловеческих и национальных ценностях. Мы будем стараться показывать больше просветительских программ. Сегодня, как известно, литература во всем мире сильно потеснена Интернетом и телевидением. Поэтому ТВ, в смысле просветительских и образовательных программ, имеет особое значение.
На радио постоянно проводятся какие-то конкурсы, и бывает очень обидно, когда слушатели не могут ответить на элементарные вопросы... Вот этот вакуум мы и хотим заполнить, тем более с учетом положения в наших провинциях.
...Наше телевидение сегодня незаслуженно мифологизировало всех наших "звезд" эстрады - их гардеробы, сплетни, отношения между собой. Обратите внимание, ведущие многих программ уже стали певцами. Главные судьи - певцы, они рассуждают, философствуют... Это же не вписывается ни в какую телевизионную эстетику! В противовес всему этому (а по другому с этим бороться невозможно), мы и предлагаем создание нового телеканала. Причем, этот канал будет абсолютно вне политики.
- Когда можно ожидать появления нового канала в эфире?
- Как только будет получено окончательное добро, через 3-6 месяцев мы будем готовы выйти в эфир
- Кстати, в преддверии президентских выборов, в обществе очень много нареканий к работе телеканалов...
- Это очень серьезный вопрос, вызывающий сегодня тревогу у многих, в том числе, и у меня. Сегодня ситуация отличается от предыдущих выборов. Какие же недостатки? За прошедшие годы мы потеряли хорошую школу освещения общественно-политических событий. Естественно, советская система работать уже не может, хотя, я считаю, что какие-то подходы можно перенять и оттуда. Например, элементарный сюжет о каком-то празднике. В советское время из 70 районов выбиралось 3-4 лучших сюжета, которые шли в эфир. А сегодня на АзТВ это заменено тем, что идут репортажи со всех городов и районов... Давайте поставим себя на место бедного зрителя, который хочет смотреть АзТВ. Но видеть в течение получаса, а то и больше, мелькающие лица на трибуне и в зале - конечно же, это вызывает раздражение.
Сегодня работа телевидения требует, конечно же, объективности и равномерного, справедливого подхода ко всем кандидатам. Но то, что мы имели на прошлых выборах, когда каждый кандидат считал своим долгом облить грязью своего конкурента - такого быть не должно. Ответственность за это должно взять на себя и государственное ТВ. Не должно быть ссылок типа "меня заставляют это делать".
Поэтому, я считаю, что с теми руководителями государственного ТВ, которых мы сегодня имеем, добиться этого очень сложно. Должны быть современные подходы к освещению выборов как с точки зрения форм, так и содержания.
- Вы затронули проблему АзТВ, работа которого сегодня вызывает очень много нареканий со стороны зрителей. Как профессионал, какие основные проблемы вы выделяете?
- Не случайно, в прессе в последнее время идет очень много материалов о работе АзТВ. Во всех слоях общества, в том числе и в госструктурах, сформировался негативный образ этого канала.
Первая и самая главная проблема: сегодня канал показал полную беспомощность в решении тех творческих вопросов, которые могли поставить АзТВ в ряд лучших современных телеканалов региона. Если бы существовала какая-то рейтинговая таблица, я уверен, что государственное ТВ заняло бы одно из последних мест. Даже Познер говорил, что АзТВ - это даже не вчерашний, а позавчерашний день.
Вторая проблема: криминальность структур гостелевидения. Многочисленные факты этого выходили в печати. Они, кстати, известны всем соответствующим органам.
Третье: политический слой. То есть, сегодняшняя оппозиция обвиняет гостелевидение в полном служении интересам власти. Они обвиняют в том, что оппозиции закрыт доступ на АзТВ.
Что же получается? Почему госструктуры так долго и в такой ответственный период не реагируют на пребывание главного агитационного оружия в таком удручающем состоянии? Это происходит потому, что руководство АзТВ очень умело играет роль "мученика" критики оппозиции. Но ведь этот канал, прежде всего, мешает работе госструктур, а не оппозиции...
...Время того, чтобы гостелевидением руководили профессионалы, пришло уже давно. А что происходит у нас? Сегодня в Азербайджане из пяти руководителей местных телеканалов только двое - профессионалы. Есть каналы, на которых нет ни одного специалиста. Это же позор!
- Кстати, сейчас в очередной раз поднялся шум вокруг вещания российских каналов на территории Азербайджана. Каково ваше отношение к этой проблеме?
- Этот вопрос имеет два аспекта. Первый - нужны ли нам вообще российские каналы? Мы имели три, теперь два российских канала. Некоторые считают, что нужно оставить только один... Этот вопрос требует социально-исторического подхода. Вопрос трансляции российских телеканалов и каналов сопредельных стран, например Турции, должен иметь государственный подход. Решение должно приниматься на самом высоком уровне.
В 1992 году, когда я вторично вернулся на государственное ТВ, Азербайджан уже получил независимость. Но АзТВ в своей сетке транслировал программу "Время" российского телевидения и одну из программ турецкого канала Star1. И одним из первых моих решений было то, что я убрал обе эти программы из сетки вещания. Тогда же надо было решать судьбу российских и турецких каналов. Ведь мы долгие годы отдавали им наши самые лучшие частоты и ретрансляторы. У нас тогда не было и такой структуры, как Национальный совет по телерадиовещанию - к счастью, сегодня такая структура создана.
К месту скажу, что сама фигура председателя НСТР Нуширавана Магеррамова у меня вызывает симпатию. Это человек с современными подходами к вопросам ТВ, и его последнее высказывание по поводу вещания российских каналов продемонстрировало его принципиальность. Он готов бороться и отстаивать свое мнение, но ему нужно в этом помочь.
Самое неприглядное то, что мы стали очевидцами подлинных причин чехарды с российскими каналами, которая происходит сегодня в нашей общественной жизни. Министерство связи постоянно поднимало разговор о долгах, потом появился представитель "Первого канала". В итоге появилось новое рекламное агентство "Авангард", взявшее на себя оплату долгов канала. И все. А Нушираван Магеррамов выступил и сказал, что этот вопрос должен решать президент страны, а не Минсвязи.
Это очень серьезный вопрос. ...Борьба за российские каналы, подобно айсбергу, имеет подводную и надводную части. Надводная - это политика. Подводная - борьба за обладание рекламным полем. Я никого не хочу здесь осуждать, это нормально. Телеканалы борются за свои интересы, а Минсвязи гнет свою линию. Кто же должен выступить судьей? Естественно, такая структура, как НСТР. И она хочет это делать. Значит, нужно позволить им выполнять свои обязанности.
Я вновь предлагаю провести конкурс между каналами на обладание рекламным полем российских телеканлов, раз уж мы не прекращаем их вещание. А так мы создадим рекламное агентство по типу той же ABA, которая затем превратилась в телеканал. В результате посадили совершенно крайных людей, а те акулы на государственном ТВ, которые создали это, продолжают заниматься тем же самым. Как бы все это не повторилось!
- Вы касались уже темы шоу-бизнеса на нашем телевидении. Что, по вашему мнению, необходимо изменить?
- ...Давайте сначала рассмотрим этот вопрос в целом. Неужели шоу-бизнес - это только концерты в ресторанах? У нас получается, что так, причем эти концерты очень широко транслируются по ТВ.
Недавно я смотрел одну передачу. Идет запись из Загульбы с концерта на пляжном ресторане. Туда же включен сюжет с конкурса купальников. И ведущий очень пошлым голосом показывает девочек, демонстрирующих купальники и кричит: "Девочки, больше секса в движениях!" И это транслируется на всю страну! Это уже не шоу-бизнес, а самая настоящая неприличная вульгарщина, и не более.
На ANS был такой сюжет, в котором приводилось сравнение армянских и азербайджанских каналов. Выяснилось, что азербайджанские каналы 16 из 24 часов эфирного времени тратят на развлекательные и музыкальные передачи, а армянские - всего три часа. Все остальное - информация, агитация, пропаганда... Резюме было таким - вот телепространство страны победителя и страны побежденной.
Мы не должны в условиях войны объявлять по ТВ на всю страну: "Кайфовать не могут только скоты!" Неужели все в этой стране должно быть подчинено кайфу? И вообще нужно разобраться, что означает "кайфовать"? Удовольствие можно получать от всего - от хорошей музыки, от хорошей телепередачи, естественно, и от хорошего ресторана. Но когда мы показываем иностранца в автомобиле в окружении женщин легкого поведения и он говорит, что "хочет кайфовать", то такой "кайф" мы не должны пропагандировать.
А за всем этим просматривается желание приспособиться не к шоу-бизнесу, а к "той-бизнесу", который для отдельных людей, благодаря телеканалам, превращается в источник личной наживы.
В Азербайджане есть очень талантливые шоу-мэны на телевидении. Например, Азер Ахшам на канале Lider, молодые ребята из программы "Тек сябир" со Space, программа "Планета парни из Баку" и т.д. Они уже сегодня могут составить конкуренцию зарубежным шоу-мэнам. Но это совсем другое.
Однако если 10 певцов поют в ресторане - это еще не шоу. Если на передачу приглашаются несколько человек, которые выступают по какой-то теме, а в перерыве между этим поет певец и обязательно сам ведущий - это тоже не шоу. Это не то, что должен видеть зритель.
К чему все это приводит? Недавно одна преподавательница звонила в студию, где выступал ректор Национальной консерватории Сиявуш Керими. Она сказала, что из 10 школьников, опрошенных ею в классе, восемь сказали, что хотят быть певцами и певицами и выступать на свадьбах и в ресторанах. Вот в чем вся трагедия. Это - результат того, что мы сегодня имеем на телеканалах...
Опубликовано 19 июля 2003 года