Близкие Мохьяддина Оруджева заявили о нарушении его прав в суде

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд в Азербайджане безосновательно не допустил на процесс по делу обвиняемого в торговле наркотиками активиста Мохьяддина Оруджева журналистов, соратников и родственников, чем нарушил принцип открытости и гласности, заявили близкие активиста. Защите и обвиняемому не был выдан для ознакомления обвинительный акт, указал адвокат.

Как информировал "Кавказский узел", 15 декабря 2023 года активист Мохйаддин Оруджев был арестован на четыре месяца по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Ранее, после административного ареста, Оруджев заявил о физическом и психологическом насилии со стороны силовиков. 26 февраля он пожаловался на недостаточную медпомощь в СИЗО. 2 июля суд отказался освободить Оруджева.

В октябре 2023 года Мохйаддин Оруджев был арестован на 30 суток по обвинению в мелком хулиганстве и неподчинении силовикам. В полиции интерес к активисту объяснили его комментарием в соцсети с критикой в адрес властей, рассказал брат арестованного.

В Бакинском суде по тяжким преступлениям 24 июля прошло подготовительное заседание по делу Мохьяддина Оруджева, сообщила его мать Тарана Оруджева. По ее словам, на процесс не были допущены журналисты и активисты, пришедшие поддержать ее сына.

"Моего сына привели в суд с заведенными за спину руками, закованными в наручники, словно особо опасного преступника. Его адвокат Назим Мусаев потребовал снять наручники. Они сняли, но надели наручники Мохьяддину теперь спереди. Адвокат потребовал вообще снять наручники. Судья спросил у конвоя, можно ли вообще снять наручники, те ответили отрицательно, и моего сына оставили в наручниках. Адвокат выразил протест, в ответ судья сделал ему предупреждение", – рассказала Оруджева корреспонденту "Кавказского узла".

В ходе заседания выяснилось, что обвинительный акт не выдали для ознакомления ни подсудимому, ни адвокату, продолжила она. "Судья сказал, что у него отмечено, что <…> обвинительный акт выдан. Однако убедившись, что мой сын и адвокат не получили этот документ, судья перенес слушания на 30 июля. Моего сына уже восемь месяцев необоснованно содержат в заключении, а теперь вот так затягивают судебный процесс. В суд не пустили журналистов и соратников Мохьяддина, хотя это открытый процесс. Это нарушение гласности суда", – подчеркнула Тарана Оруджева.

Адвокат Назим Мусаев также расценил недопуск журналистов и активистов в суд как нарушение принципа открытости и гласности суда.

"Согласно законодательству, закрытыми процессы могут проводиться только в случаях, когда речь идет о предотвращении раскрытия сведений, [например,] относящихся к гостайне, личности несовершеннолетнего. Но в суд не пустили не только журналистов и активистов, но и родственников Оруджева, за исключением его матери. На суде также не было обеспечено снятие наручников с Оруджева, что также неправомерно. Согласно прецедентным решениям ЕСПЧ содержание обвиняемого в суде в наручниках расценивается как пытка. Это также нарушает презумпцию невиновности активиста", – сказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

Судья не согласился с позицией защиты и заявил, что, мол, вопрос о содержании в суде обвиняемого в наручниках относится к компетенции Пенитенциарной службы, продолжил Мусаев. "Но я ему указал, что согласно законодательству, во время судебного заседания все вопросы регулируются решением судей. С другой стороны, нет никаких оснований содержать Оруджева под стражей, потому что за более чем семь месяцев содержания под стражей он никому не угрожал", – отметил адвокат.

Необеспечение подсудимого обвинительным актом является нарушением его права на защиту, подчеркнул Назим Мусаев. "Обвинительный акт не выдали не только Оруджеву, но и мне. Судья пытался убедить нас, что документ нам был выдан и якобы это зафиксировано в материалах дела. В таком случае я потребовал представить на документальные доказательства наши подписи. Поняв, что мы не отступим, судья отложил слушания на 30 июля", – сказал он.

В деле нет конкретных доказательств сбыта Оруджевым наркотиков, подчеркнул защитник. "Единственное "доказательство" – это "признание" активистом того, что у него якобы было обнаружено 4 грамма метамфетамина, которые он "нашел". Но Оруджев заявил, что дал эти показания под пытками, а относительно "торговли" им наркотиками даже нет формальных доказательств", – пояснил адвокат.

Защита будет добиваться оправдания активиста, уточнил он.

Сотрудник Бакинского суда по тяжким преступлениям подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" факт проведения заседания по делу Оруджева. От дальнейших комментариев он отказался.

"Кавказский узел" пока не располагает комментарием стороны обвинения.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"