Скандал с Wildberries показал уровень претензий Кадырова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дружба с Кадыровым не дает гарантии сохранения бизнеса в случае серьёзных претензий к предпринимателям со стороны силовиков, однако, вмешавшись в конфликт вокруг Wildberries, Кадыров сделал заявку на позиционирование себя как политика федерального масштаба, отметили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 23 июля глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал мужу самой богатой женщины России Владиславу Бакальчуку, что не позволит разрушить семью и "пойдет до конца", чтобы остановить рейдерский захват компании Wildberries. Он заявил, что дал поручения по этому поводу депутату Госдумы Адаму Делимханову. Сама Татьяна Бакальчук опровергла слова Кадырова о рейдерском захвате и препятствиях в общении с мужем и детьми. Она сообщила, что сделка о слиянии маркетплейса с компанией Russ одобрена давно, и выразила сожаление, что ее супруг Владислав предал огласке семейные трудности.
Член совета фонда "Либеральная миссия" Сергей Жаворонков отметил, что глава Чечни попытался "войти в историю", и это не первое вмешательство Кадырова в дела российских бизнесменов. "Когда возникли проблемы в Промсвязьбанке у братьев Ананьевых, один из них опубликовал совместную фотографию с Кадыровым с подписью, в которой сообщил, что обсуждал с ним ситуацию в банковской системе. Однако эти комментарии никак не помогли – банк закрыли, Ананьевы скрылись. Кадыров дружил с Сагидом Муртазалиевым, но когда у того начались проблемы, эта дружба также не помогла", – отметил он, подчеркнув, что вмешательство Кадырова не поможет и Бакальчуку.
"Здесь нет никаких юридических оснований для вмешательства. То, что ему принадлежит 1% акций, не дает никакого права на участие в управлении. Кроме того, здесь Кадыров выходит за пределы своих полномочий. В нынешней системе власти его рассматривают не только как главу Чечни, но и как начальника всех чеченцев (не только в России, но и за рубежом). А когда он пытается существенно выйти за эти рамки, то терпит неудачу. Да и Сулейман Керимов, который стоит за сделкой по слиянию Wildberries и Russ (братья Мирзояны тут скорее фронтмены, поскольку у них самих просто не нашлось бы столько денег на сделку с учетом того, что Wildberries оценивается в миллиарды долларов), человек серьезный и дружит с главой администрации президента Антоном Вайно, а значит, в случае необходимости у него будет доступ к Путину. Так что, переиначивая известную фразу Ельцина, Кадыров пытается откусить столько суверенитета, сколько ему не проглотить", - заявил Жаворонков "Кавказскому узлу".
Сергей Жаворонков также подчеркнул, что слияние Wildberries и Russ не является рейдерским захватом. "Рейдерский захват – это действия, направленные против основного акционера или акционеров, когда они выражают недовольство. Если бы была недовольна Татьяна Бакальчук, то да, это был бы рейдерский захват. А здесь, с 1% это скорее гринмейл (попытка миноритарного акционера продать свой пакет акций по повышенной цене, угрожая в противном случае дестабилизировать работу фирмы, – прим. "Кавказского узла")", – сказал он.
Политолог Дмитрий Орешкин также отметил, что для Кадырова этот эпизод стал попыткой выхода на федеральный уровень. "Понятно, что сделка по слиянию крупнейшего российского ритейлера готовилась под покровительством администрации президента, и вмешательство Кадырова показывает, что он считает себя игроком одного уровня с администрацией", - заявил он.
Орешкин также счел всю историю с обращением Бакальчука к Кадырову наглядной иллюстрацией деградации государственных структур в России. "Хороши же в стране структуры власти, если для того чтобы разобраться с подобными делами, обращаются не в арбитраж, а к Кадырову. Это яркий пример отката от современного государства с его институтами к вождеству или средневековому султанату. Отсюда же и риторика Кадырова о возвращении в семью – ведь вождь объединяет в себе
политическую военную, судебную и религиозную власть и сам решает, как и с кем жить его подданным", – отметил эксперт.
Кавказовед, который предпочел комментировать на условиях анонимности, отметил, что если у Кадырова и были попытки вмешиваться в бизнес-конфликты, то они были непубличными. "Если что-то и было, то это было непублично. Известно, что представители Чечни в регионах старались брать под контроль бизнес, который там вели чеченцы, но чтобы речь шла о бизнесе, в котором чеченцы не участвуют – такого, по крайней мере, публично, не было", – заметил он.
Спикер подчеркнул, что, вмешавшись в конфликт, Кадыров сделал заявку на позиционирование себя как политика федерального масштаба. "Кроме того, это попытка показать бизнесу – идите сюда, я могу решать вопросы", – сказал он "Кавказскому узлу".
Однако эксперт считает, что у Кадырова вряд ли получится чего-то добиться. "Во-первых, за всем этим стоит Керимов, это Дагестан, и это заявка Кадырова на то, что ему хочется распространить свое влияние на Дагестан. Вряд ли кому-то там это понравилось. Кроме того, Кадыров фактически выступает против администрации президента, поскольку все понимают, что сделка по слиянию компаний проходила утверждение там", - заключил он.
"Кавказский узел" также писал, что компания Wildberries намерена построить логистический хаб в Пригородном районе Северной Осетии не менее чем на 8 тысяч рабочих мест. Об этом 7 июня сообщил глава Северной Осетии Сергей Меняйло в своем Telegram-канале. По его словам, объем инвестиций составит порядка 12 миллиардов рублей. Полностью завершить все этапы строительства планируется в конце июля 2029 года.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.