Чечня: война с туберкулезом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Чечне свирепствует эпидемия туберкулеза, а помощи от внешнего мира все нет. По словам ведущего специалиста Минздрава ЧР по туберкулезу Хисамдина Исаева, ежедневно от этой болезни умирает один человек.

Заболеваемость туберкулезом очень высока теперь и в России, там она составляет 86 человек на 100 000 жителей, но в Чечне число заболевших туберкулезом, по данным Министерства здравоохранения, 3 000 на те же сто тысяч, то есть, больны три человека из каждых ста!

В 2000-2001 годах специалисты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) провели в республике мониторинг по туберкулезу. Эта же организация выделила три млн. долларов на лечение больных. Однако реализовалась эта программа на территории соседней Ингушетии, где заболеваемость туберкулезом также высока. На базе Назрановской городской больницы был создан противотуберкулезный диспансер, тогда как в Чечне подобных медицинских центров по-прежнему не существует.

Система профилактики и лечения туберкулеза на территории Чеченской республики разрушена полностью. Раньше здесь могли лечиться одновременно 1 200 больных, теперь около 150. Две крупнейшие больницы, располагавшиеся в Грозном, теперь уже в руинах. Больница в станице Каргалинской в Шелковском районе практически не действует.

Заведующая туберкулезным отделением Гудермесской районной больницы Зарема Хайдарханова говорит: "Сейчас в нашей больнице проходят лечение 46 больных, хотя рассчитана она на 40. Раньше у нас больные лежали и в коридорах, но теперь нам это запретили. Те, кого мы не смогли поместить в больничных палатах, лечатся амбулаторно. Лекарствами таких больных мы тоже не можем обеспечивать, они рассчитаны только на тех, кто лежит в стационаре. Им все приходится покупать самим. А в лекарствах нуждается не только сам больной, но и те, кто за ним ухаживает, чтоб не заразиться. На это у семьи, как правило, денег уже не хватает. Вот и получается, что, если заболел один человек, возникает угроза для всей семьи".

Распространению болезни способствуют многие факторы. Один из них - чеченские обычаи, обязывающие родственников навещать больных и выражать им соболезнование. Туберкулез был широко распространен в Чечне и в годы Советской власти. Из-за высокого уровня безработицы в республике мужчины вынуждены были выезжать в непривычные для южан северные регионы на заработки и трудиться от зари до зари, не соблюдая элементарные санитарные нормы, не говоря уже о регулярных медосмотрах. В горных районах также весь световой день на плантациях табака работали женщины и дети без защитных средств от табачной пыли.

В селе Мескер-юрт Шалинского района живет семья Умхаевых, в которой семеро детей и мать. Все они больны туберкулезом. Никто, кроме старшей дочери, которая недавно вышла замуж, не лечится, они даже не знают, куда обратиться за помощью. В последнее время выяснилось, что родственники, которые часто посещали эту семью, тоже заболели.
 
Две войны довели ситуацию до состояния катастрофы. Десятки тысяч людей по несколько месяцев провели в сырых подвалах и землянках. Десятки тысяч годами живут в палатках. Тысячи мужчин прошли "проверку на лояльность" в ямах, а оттуда если выходят, то на больничную койку. Отец Умхаевых, тоже больной туберкулезом, был увезен из дома в августе 2000 года, а через некоторое время в яме неподалеку от села был найден его труп. С потерей кормильца материальное положение семьи Умхаевых еще более ухудшилось, а вместе с этим ослабла надежда на излечение.
 
Юрия К. в марте 2000 года омоновцы забрали из дома и привезли в Октябрьский Временный отдел внутренних дел, потому что у него не было документов. Он был болен туберкулезом и сообщил об этом при задержании, но никто не обратил внимания. В камере его поместили с несколькими мужчинами, которые были здоровы, но ослаблены побоями, голодом и издевательствами. Несмотря на все его просьбы, милиционеры ни разу не привели к нему врача и не давали лекарств и шприцов для инъекций. А вскоре туберкулезом заболели и его соседи по камере.
 
"Туберкулез - болезнь социальная", - считает заведующий Гудермесским противотуберкулезным диспансером Руслан Абдуллаев. "В распространении этой болезни виновато государство. Именно по его вине люди попали в такие невыносимые условия, по его вине туберкулез завоевал в Чечне такие позиции. Государство и обязано исправить ситуацию".

Руслан говорит это в тесном кабинете при гудермесской больнице. Тут же другой врач ведет прием больного. Диспансер располагается всего в трех маленьких кабинетах, у врачей нет самого необходимого оборудования, и никакой надежды на то, что ситуация переменится в ближайшем будущем. А ведь раньше у них было хорошее здание, но теперь там располагается калиниградский ОМОН. Это не единственное в республике лечебное учреждение, отнятое у мирных жителей на нужды силовых структур. В Шатойской больнице располагается комендатура, железнодорожная больница в Грозном тоже в руках силовиков. В течение трех лет идет ремонт здания бывшего детского сада в Заводском районе, где будет располагаться противотуберкулезный диспансер и лечебница. Но конца ремонта пока не видно финансирование, как всегда, задерживается.

Недостаток финансирования сказывается и на наличии передвижных рентгеновских установок-флюоромобилей. По данным Минздрава, до войны в Чечне действовало 40 таких установок. Теперь осталось только две, да и те бездействуют по причине отсутствия то пленки, то бензина. Наконец, недавно в Чечню поступил туберкулин для вакцинации, но он рассчитан только на 80 000 детей. А прививка, по медицинским предписаниям, одному ребенку должна быть сделана трижды до совершеннолетия.

Министерство здравоохранения России разработало программу по борьбе с распространением туберкулеза в Чечне и обещало предоставить более 5 миллионов долларов для финансирования предусмотренных программой мероприятий. Однако, говорит Исаев, нет никакой уверенности в том, что средства эти будут изысканы.
 
Пока остается только ждать. Между тем, число жертв этой войны, где не используются бомбы и фугасы, непреклонно растет.

Опубликовано 22 мая 2003 года.