Юристы назвали противоправным запрос МВД Карачаево-Черкесии о мусульманской одежде в школах

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кампания по борьбе с мусульманскими головными уборами несет угрозу преследования мусульман, считает правозащитница. Юристы назвали запрос МВД Карачаево-Черкесии с требованием предоставить информацию об учениках и педагогах в мусульманских головных уборах нарушением законов, права на свободу вероисповедания и доступа к образованию.

Как писал "Кавказский узел", МВД Карачаево-Черкесии направило уведомления главам администраций городов и районов, требуя предоставить информацию об учителях и учениках, которые посещают школы в одежде с религиозной атрибутикой.

Должно быть доверие между учениками и учителями, и они должны понимать, что про них ничего не сообщат компрометирующего в МВД, если это не прямое нарушение закона

"Надо смотреть на то, что в голове, а не на голове"

Практика, внедряемая министерством внутренних дел КЧР, испортит отношения в школьных коллективах, и руководители общеобразовательных учреждений ни в коем случае не должны идти на такие шаги, заявила корреспонденту "Кавказского узла" руководитель Комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина*.

"Должно быть доверие между учениками и учителями, и они должны понимать, что про них ничего не сообщат компрометирующего в МВД, если это не прямое нарушение закона", - сказала правозащитница.

Ганнушкина также отметила, что запреты религиозной атрибутики – это европейский тренд последних лет, который она называет ошибочным.

"Все запреты религиозной атрибутики - это калька с правил, принятых в Европе в последние годы, и я не считаю, что это правильно. Как у человека, выросшего в христианской семье, у меня вызывает чувство дискомфорта, когда я вижу, как некоторые девочки носят крест на груди как медальон, или когда мужчина с голым торсом носит крест на пузе. У моей бабушки и няни был нательный крест, и он не должен быть виден. Недаром он так называется. Что касается одежды, тут надо позволить людям одеваться так, как они считают нужным. Это портит отношения между разными группами. Мы хотим интеграции, а получаем противопоставление одних другим", - считает Ганнушкина.

Спор о запрете хиджабов в школах с новой силой разгорелся в России. Кто выступил против хиджабов и никабов, почему это не понравилось окружению Кадырова, как в стране ранее предпринимались попытки введения запрета на ношение религиозной одежды в школах и вузах - читайте в справке "Кавказского узла" "Главное о новой попытке запретить хиджабы в России".

Она подчеркивает, что основной функцией школы должно быть образование, и внешний вид не должен быть определяющим фактором: "Надо смотреть на то, что в голове, а не на голове. Не это определяет отношения между людьми", - отмечает правозащитница.

Ганнушкина считает, что борьба с чем бы то ни было должна быть осмысленной и не должна нести угрозу людям. "Когда начинается кампания борьбы с чем бы то ни было, совершенно бессмысленно, это несет угрозу тем, кого обозначают объектом такой борьбы. Разве этим должно заниматься государство?" - задается вопросом Ганнушкина.

При этом правозащитница назвала странным, что из религиозных соображений детям могут запретить посещать уроки рисования или пения.

"Что касается спорта, рисования и т.д., почему не учить рисовать? В наше время это довольно странно. И религиозные догматы, которые возникли очень рано, тоже меняются. Всегда можно найти компромисс, и запретами это не решится", - заключила она.

Юристы указали на противоречие запроса МВД законам

Закон о полиции и закон об ОРД дает право органам запрашивать персональные данные граждан в связи с расследованием уголовных или административных дел, а также при проверке заявлений о совершении правонарушений и преступлений, рассказала в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" медиа-юрист, автор ТГ-канала "Кузеванова рассказывает" Светлана Кузеванова.

"Само МВД заявляет, что запрос направлен в рамках проведения профилактических мероприятий, и тут уже основания для предоставления интересующих их сведений не такие очевидные. К тому же данные об учителях и учениках должны, по мнению ведомства, представить районные администрации, которые не обрабатывают эти персональные данные, а значит, имеют возможность их получить, обязав непосредственно образовательные учреждения такие данные собрать и выдать. А это скорее административное исполнение запроса, чем реализация правового механизма", - заявила Кузеванова.

Запросом нарушается свобода вероисповедания, конституционные положения, федеральные законы, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Карачаево-Черкесской палаты адвокатов, попросивший не называть его имени.

"Ранее никто не запрещал посещать школу или преподавать [в хиджабах], у нас не было увольнений по этим обстоятельствам, никто не жаловался", - сказал собеседник.

Он отметил, что "согласно пункту 4, статьи 13 закона "О полиции" правоохранители вправе запрашивать и получать по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц сведения, справки, документы, а также иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

"Это может происходить в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. А так как в отношении этих лиц нет каких-либо расследуемых уголовных, административных дел, нет согласия этих лиц на предоставление персональных данных, то действия правоохранителей незаконны. Люди, персональные данные которых были раскрыты, могут подать в суд на то лицо, которое передало персональные данные в правоохранительные органы, и взыскать моральный вред. Но никто им противостоять не будет, директора школ спокойно составят списки и отправят в ЦПЭ. А далее, вероятно, они будут переданы в ФСБ, которая и является инициатор запроса", - заявил адвокат.

"Кавказский узел" также писал, что 28 мая вице-спикер Госдумы Владислав Даванков предложил наделить законодательные и муниципальные собрания полномочиями вводить запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах. Депутаты Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев и Сергей Обухов также подготовили законопроект, который предполагает введение штрафов за ношение в общественных местах скрывающей лицо одежды. После предложения Даванкова с критикой в его адрес выступил депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов. Он пообещал "доходчиво" объяснить Даванкову и остальным, что такое "религиозные традиционные ценности и обычаи".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* внесены в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"