Жители Конда потребовали справедливых компенсаций
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение правительства Армении о сносе части Конда для строительства Всемирного торгового центра может стать прецедентом, который приведет к утрате и остальной части исторического квартала, подчеркнули архитекторы и урбанисты. Власти должны выплатить владельцам домов в центре Еревана компенсации по рыночным ценам, считают жители Конда.
Как писал "Кавказский узел", в конце марта участники шествия в Ереване потребовали сохранить старинный квартал Конд, на месте которого власти планируют построить Всемирный торговый центр. Активисты призвали развивать Конд как туристический центр. В апреле защитники квартала организовали выставку, посвященную Конду, а архитекторы предложили свой вариант развития квартала с целью минимизировать ущерб его историческому облику. Правительство Армении признало приоритетным общественный интерес в отношении ереванского исторического квартала Конд, обязав жителей квартала освободить территорию в течение двух лет.
Правительство решило снести примерно пятую часть Конда. Это не весь квартал, но данное решение может стать прецедентом. "Это первая ласточка, и именно поэтому решение правительства неверное. Подобное решение может перенестись на другие части Конда", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" архитектор, урбанист Андрей Иванов.
По его словам, не до конца понятно, что по утвержденному проекту предусматривается. К примеру, неизвестно, будут ли сносить здание почтамта или его планируют перестраивать. Это здание добротное, армянского советского модернизма, которое вполне можно реконструировать и превратить в современный офис. Но если его все же придется сносить, но на его месте нужно строить не небоскреб, а малоэтажную застройку, насыщенную функциями, чтобы она повторяла ту застройку Конда, которая когда-то была на месте почтамта.
Новыми высотными зданиями, как он отметил, уже успели испортить часть Конда. Эти здания между гостиницей "Двин" и церковью портят окружение церкви. По его словам, если и с другой стороны подойдут к церкви, застраивая высотными зданиями территорию, то церковь и вовсе потеряется. "Умные власти, дав разрешение на перестройку или снос здания, взамен потребовали бы ревитализацию территории за зданием почтамта, как это практикуется во всем мире, когда инвесторы хотят вкладываться в исторический центр", - считает урбанист.
Конд сейчас переживает возрождение. Туда туристы группами ходят, они с удовольствием сидят в этих двориках, пьют вино, едят гату, они наслаждаются старым Ереваном, которого больше нигде уже нет.
По его мнению, на остальной части территории за зданием почтамта можно реализовать очень интересные проекты, и они тоже приносили бы деньги. Урбанист считает, что нужно изучить все дома и строения, найти из них те, которые представляют историческую ценность, и в обязательном порядке их сохранить, либо выкупить их у владельцев, либо привлечь их в проекты, чтобы создать там отели, хостелы, ресторанчики, построить новые строения, и это был бы самый идеальный вариант.
"Это было бы очень востребовано. Конд сейчас переживает возрождение. Там есть люди, которые активны, в своих домах устраивают разные кафешки, музеи. Туда туристы группами ходят, они с удовольствием сидят в этих двориках, пьют вино, едят гату, они наслаждаются старым Ереваном, которого больше нигде уже нет. Это говорит о том, что люди поняли, что здесь им можно жить и одновременно деньги зарабатывать", - отметил Андрей Иванов, добавив, что на территории за церковью можно сделать то же самое.
Там, где дома старые, но не ценные, с бетонными пристройками, на их месте можно было бы построить что-нибудь в масштабе старого Конда и найти им функцию, соответствующую туристической направленности, полагает урбанист. "Есть короткие деньги и есть длинные деньги. Видимо, правительство, которое должно просуществовать еще несколько лет, решило получить 210 миллионов долларов в виде инвестиций и похвалиться этим. Для ереванцев было бы выгодно, если бы доходы от инвестиций получали и следующие поколения", - отметил Иванов.
Согласно решению правительства, на месте домов в Конде будет построен Всемирный торговый центр, его возводит инвестиционная компания "Реншин". Планируется инвестировать 210 млн долларов в проект, предполагающий создание до 10 тысяч рабочих мест. Государство будет владеть 50% проекта.
Он также добавил, что все проекты должны пройти общественные слушания, но ему о слушаниях по проекту постройки Всемирного торгового центра не известно. Он добавил, что реализация проекта приведет к большим проблемам, в том числе, транспортным. "На улице Саряна, где расположено здание почтамта, уже сейчас постоянные пробки. Всемирный торговый центр увеличит трафик в этой части. Улица не расширяется, число полос не увеличивается, но количество машин станет во много раз больше", - заключил Андрей Иванов.
В Конде присутствует дух разных времен. Ты ходишь по улицам, это как одно большое здание, все друг друга знают, там нет мертвого пространства, как между новостройками.
В Конде много исторических пластов, которые необходимо сохранить, отметила корреспонденту "Кавказского узла" архитектор и художница Карине Дулян. "Конечно, там есть очень ветхие дома и в очень плохом состоянии, но есть те, которые нужно и стоит реставрировать и сохранить. В Конде присутствует дух разных времен. Ты ходишь по улицам, это как одно большое здание, все друг друга знают, там нет мертвого пространства, как между новостройками. Там совершенно другое социальное и культурное состояние - дети играют на улицах, бабушки сидят во дворе, дедушки играют в нарды", - отметила Дулян.
"Кавказский узел" подготовил фоторепортаж о районе Конд.
По ее словам, во всем мире принято сохранять историю города, превращать такие места в туристические центры, и очень жаль, что в Армении так безответственно относятся к историческим местам.
Конд, как она отметила, в последние годы постепенно превращался в туристическое место. Люди открывали в своих дворах кафе, мастерские, в каждом дворике свое особое место, дерево, гиды возили туристические группы в Конд, и во многих местах туристы находили, где посидеть, выпить кофе, изучить пласты истории. "Если бы все это где-то обновили, где-то поменяли инфраструктуру, отдельные строения, то Конд превратился бы в важную точку притяжения для туризма", - отметила Дулян.
Она привела пример старого квартала в Тифлисе, где людей на время переселили в другие места, а сам квартал обновили, сохранив его особенности, затем жильцов квартала заселили обратно в свои дома и предложили определенные условия с бизнес-проектами на первых этажах. "Примеров много, и нам надо было взять какие-то удачные практики и применить в Конде. Конечно, это не принесет такого дохода, как от того проекта, который планируется реализовать на месте Конда, и потребует какого-то финансирования со стороны государства или международных организаций. Видимо, решили, что это невыгодно", - отметила Дулян.
Стереть с лица земли все дома и постройки - значит, стереть свою историю, ведь Конд называли столицей Еревана
Мариам Арутюнян, принимавшая участие в акциях протеста против сноса Конда, считает, что не трогать квартал, оставив его таким, какой он сейчас, невозможно. "Вопрос, как его трогать. Стереть с лица земли все дома и постройки - значит, стереть свою историю, ведь Конд называли столицей Еревана. Здесь была усадьба Мелик-Агамалянов - влиятельной ереванской семьи, известной как минимум с XVII столетия. Это они спустя 30 лет после страшного землетрясения 1679 года восстановили разрушенную церковь Конда, их имена выбиты на церковной стене", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Арутюнян.
Она добавила, что несколько месяцев назад в ереванском Музее архитектуры прошла выставка проектов по преобразованию Конда. "Там были представлены очень интересные и реализуемые проекты, где Конд становился современным и в то же время сохранял свое архитектурно-историческое лицо", - отметила активистка.
Наряду с реконструкцией старинных зданий, по ее мнению, можно построить и новые здания. Главное, сохранить стиль района, чтобы они органично вписались в общую картину района.
Разговоры о сносе Конда идут много лет, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Хачик Манасян. "Сколько я себя помню, Конд то сносили, то отказывались от этой идеи. В 1963 году один из жителей Конда получил инфаркт и умер, когда ему сказали, что их дом снесут. Почему у людей дома в Конде недостроенные, не благоустроенные? Потому что они только и слышат, что их дома сегодня-завтра снесут, люди не хотят вкладываться в дом, который завтра могут снести. Вот так и живут", - отметил он.
Дом Манасяна уникальный по своему строению. Потолок криволинейный арочного типа, в доме есть ниша, которую хозяева называют "хоран" (алтарь) и встроенная в стену печь. Стены дома толщиной в полтора метра. "Когда мы пригласили архитектора для ремонта, он, увидев строение нашего дома, предупредил, что с потолком нужно быть аккуратней, а лучше вообще не трогать, если выпадет, хоть один кирпич, весь потолок рухнет по принципу домино. Мы не тронули, просто побелили и оставили первозданный его вид", - отметил он. Дом этот купил дедушка Констин, который в 1914 году бежал из города Ван в Западной Армении от геноцида армян в Османской Турции, рассказал Хачик Манасян.
Если правительство докажет, что его бизнес-план приоритетнее моего дома, без проблем, я дам свое согласие. Но, по сути, нас выгонят из наших домов в центре города, заплатив за это какие-то гроши, а сами с каждого этажа этого бизнес-проекта получат миллионы
Дом, по словам жены Манасяна, был построен в 1870 году, и на него есть документы. Она предпочитает, чтобы весь Конд был благоустроен и сохранен, и выступает против сноса квартала. "Я не понимаю, что значит признать в отношении наших земель приоритетный общественный интерес? Они что, на месте наших домов построят воинскую часть, базу военную, железную дорогу проведут, аэропорт построят или что? Если правительство докажет, что его бизнес-план приоритетнее моего дома, без проблем, я дам свое согласие. Но, по сути, нас выгонят из наших домов в центре города, заплатив за это какие-то гроши, а сами с каждого этажа этого бизнес-проекта получат миллионы", - отметила женщина, добавив, что меньше, чем 3 тысячи долларов США за квадратный метр она не согласна покинуть дом.
Улица Руставели, на которой находится их дом, по ее словам, раньше называлась Царская. По ее рассказу, при царской России, когда в Армению приехал российский царь, проезжая мимо этого места, царь остановился и сказал, "сколько я объездил, нигде не встречал такого дома - двухэтажного и с балконом". "Это был дом наших соседей", - рассказала Манасян.
Семья Андраника также живет в Конде. Общая площадь их собственности, включая дом и земельный участок, составляет более 550 квадратных метров.
В доме, как он рассказывает, живут семьи двух братьев, в общей сложности 10 человек. "Это разные семьи, власти должны учитывать, что на деньги, которые они планируют компенсировать, раз уж так решили, должны обеспечить две семьи", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Андраник.
По его словам, рыночная стоимость квартир в соседних домах вне квартала Конд очень высокая. Она колеблется в районе 2-7 тысяч долларов США в зависимости от состояния квартиры. "Не менее 2 тысяч долларов власти должны компенсировать нам за квадратный метр нашей собственности, чтобы я согласился освободить свой дом", - сказал он.
Дом на этом участке, по его словам, был построен его предками. "Мы тут поколениями живем, никаких проблем с документами у нас нет, все приватизировано". "Если власти не компенсируют нашим семьям по 500 тысяч долларов, мы не собираемся покидать свои дома. И я уверен, что рядом с нами встанут все жители Конда. Мы друг друга поддержим", - отметил Андраник.
Дом Гора, построен его прапрадедом на земельном участке общей площадью в 180 квадратных метров. Семья Гора из четырех человек. Отец его считается без вести пропавшим, и чтобы оформить часть наследства на других членов семьи, нужно пройти через судебные инстанции.
"Пока мы не занялись документацией, это долгий процесс, да и с нами никто не обсуждал никакое решение правительства, не обговорил условия отчуждения территории. Да, в Конде в основном, не самые лучшие условия для проживания, у многих нет газа, дома ветхие, но это наши дома, это наша земля, и без нашего участия и согласия никто не имеет права отбирать наши дома", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гор.
Он добавил, что в вопросе сноса квартала все жители Конда едины. В первую очередь, по его словам, жители Конда хотят создания и улучшения условий. "Но если власти принципиально решили снести район, то только на наших условиях. А наши условия - это рыночные цены района. Конд - это центр Еревана. В 100-200 метрах от нас квадратный метр стоит до 7 тысяч долларов", - подчеркнул Гор.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.