Дело о диверсии новосибирских подростков напомнило об аналогичных случаях на юге России

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Родители подростков, задержанных в Новосибирске за поджог релейных шкафов, станции сотовой связи и самолета СУ-24, убеждены, что дело сфальсифицировано. Аналогичные дела следователи заводили в регионах Юга России, хотя в них наблюдаются признаки провокаций со стороны самих силовиков, а заказчик таких преступлений остается неустановленным, отметил юрист.

Как информировал "Кавказский узел", в регионах юга России после начала спецоперации на Украине неоднократно происходили поджоги военкоматов и релейных шкафов, расположенных на железной дороге. Следователи эти инциденты квалифицировали как диверсии. В частности, 16 мая стало известно, что силовики в Матвеево-Курганском районе задержали местного жителя, который, по версии следствия, за обещанное ему вознаграждение попытался поджечь три релейных шкафа.

19-летнего краснодарца Илью Мироничева суд приговорил к 11,5 года заключения за диверсию на железной дороге. В конце 2023 года Краснодарский краевой суд признал виновными Александра Андреева и Петра Воскобойника в подготовке к поджогу объектов транспортной инфраструктуры, сообщила ранее пресс-служба судов Краснодарского края.

11 мая стало известно, что четверо волгоградцев задержаны по делу о поджоге двух вышек сотовой связи. 1 мая стало известно, что уроженец Ростовской области арестован по делу о поджоге вертолета.

Юрист указал не несостыковки в делах о диверсиях в отношении подростков

Волна преступлений, связанных с повреждением транспортной инфраструктуры, после начала спецоперации на Украине прокатилась по всем регионам России, отметил кандидат юридических наук Роман Мельниченко.

В большей части этих дел следователи не выявляют заказчиков и называют их "неустановленными лицами", хотя это прямая обязанность следствия устанавливать не только исполнителей, но и именно заказчиков, отметил юрист. Он считает, что следователи имитируют работу по борьбе с диверсиями, когда затрагивается статья 281 УК РФ "Диверсия". Выходи, что несовершеннолетних исполнителей подводят под такие действия.

"Ладно, когда речь о взрослых. Понятно, что если взрослые идут на это, то действуют они осознанно и целенаправленно, поскольку выступают против спецоперации на Украине. Но провоцировать детей с несостоявшимися политическими мировоззрениями – это что? Детей используют как животных. Я бы это расценивал так, что из них делают орудия преступления, обвиняя в диверсиях и при этом не выходя на заказчика", – сказал Мельниченко корреспонденту "Кавказского узла".

Формулировка о том, что "неустановленные лица" заставляют подростков снимать на видео поджоги и затем отправлять их "заказчику", говорит о том, что следователи нашли простой способ доказывать совершаемые преступления, продолжил он. "Фактически именно видео поджогов и становятся доказательной базой преступлений по статье 281 УК РФ "Диверсия", – пояснил юрист.

Силовики на Кубани за год выявили 17 преступлений, совершенных по заданию спецслужб Украины, были возбуждены уголовные дела по статьям о госизмене и диверсии, информировал 22 декабря 2023 года ТАСС со ссылкой на прокурора Краснодарского края.

Если подростков начнут задерживать на месте преступления, то сразу станет ясно, кто именно является заказчиком, именуемым "неустановленным лицом" в обвинительных заключениях... После начала СВО где-то на местах было положено начало способу, когда в интернете подросткам предлагают заработок с условиями съемки их действий на видео, а затем демонстративного задержания дома – так же с видеофиксацией. Затем эти видео распространяются в соцсетях для устрашения, отметил Роман Мельниченко.

"Имитация борьбы с преступностью – это легкий способ раскрытия преступлений и повышения по служебной лестнице для тех, кто этим занимается на местах", – подчеркнул он.

Тем не менее, эти действия следователей не смогут освободить подростков от ответственности по статье о диверсии, потому что доказать, что преступление было сымитировано именно правоохранителями, фактически невозможно, пояснил юрист.

Суд в Ростове-на-Дону с января рассматривает дело Михаила Балабанова, обвиняемого в подготовке к поджогу военкомата в Невинномысске. Подсудимый признает вину частично: он не отрицает совершения конкретных действий, но отказывается признавать их приготовлением к теракту. Защита оспаривает квалификацию дела по террористической статье и указывает суду на свидетельства провокации со стороны силовиков. Обвинение потребовало приговорить Михаила Балабанова к девяти годам лишения свободы.

Родители подростков пожаловались председателю Следкома на его подчиненных

Жители Новосибирска, дети которых обвинены в диверсиях, рассказали, что они решили провести собственное расследование после случившегося с их детьми, которые отрицали факт диверсий, но признали факт порчи чужого имущества, за что готовы ответить. Суд по их делу должен начаться сегодня, 27 июня, рассказала Вероника Усик, которая является матерью одного из несовершеннолетних подсудимых.

"Мы сразу поняли, что дело против наших детей фабрикуется и стали искать аналогичные дела. Прочли ряд статей, из которых выходило, что аналогичные дела, как под копирку, начинались в Краснодарском крае. Мы пытались найти родственников осужденных детей, чтобы расспросить их, как развивались события в их случаях, но мы не смогли их найти. Вся информация по таким делам скрыта. Скрыта она и у нас, если обратиться к сайту областного суда", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

26 июня пятеро родителей направили обращение (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла") к председателю Следкома с просьбой, чтобы он обратил внимание на массовые фальсификации уголовных дел по статье о диверсии. Заявители попросили Следком отправить независимую комиссию для проверки работы следователей, рассказала Усик. Она пояснила, что, по мнению родителей, следователи фабрикуют эти дела для того, чтобы улучшить показатели своей работы и продвинуться по карьере.

В заявлении на имя Бастрыкина родители указали, что их несовершеннолетние дети были задержаны одновременно силовиками в масках и с оружием. Их допросы проходили в основном без присутствия родителей и представителей органов опеки и попечительства. Силовое задержание снималось на видео. Затем эти видео тиражировались не на официальных сайтах силовых ведомств, а на разных интернет -лощадках, в том числе в мессенджере Telegram. Речь идет, в том числе о телеграм-каналах, которые, не дожидаясь решения суда, назвали подростков диверсантами.

В жалобе Бастрыкину родители отметили, что следствие заявило, что подростки образовали диверсионную группу "из корыстных побуждений". Что один из подростков, которого следствие назвало организатором группы, нашел в Telegram заказчика диверсий против России в пользу Украины, и что будто бы тот поручил совершить поджоги стратегических объектов транспорта и связи. По версии следствия, подростки совершили поджоги трех релейных шкафов, контейнера базовой станции сотовой связи, а также поджог самолета СУ-24 на взлетной полосе.

В обвинительном заключении утверждается, что трое подростков распределили между собой роли в совершении преступления. Один из них будто бы и держал связь с заказчиком, планировал предстоящие преступления, принимал решения о дате, месте и способе совершения диверсии, контролировал их ход и результаты, определял размер выплат в качестве вознаграждения за совместное совершение диверсий. Участники диверсий должны были производить видеосъемку совершенной диверсии и отправлять "неустановленному лицу".

Родители в жалобе в Следком заявили, что их дети не диверсанты, поскольку у них не было умысла совершать диверсии. При этом родители подчеркнули, что их дети признали вину в порче чужого имущества.

В его порче могли быть заинтересовали лица, которым полагались страховые выплаты. Эта версия есть в обвинительных заключениях. "Поэтому создание образа "идейных диверсантов" из наших детей – это не установленный факт, а фантазии следователей, которые даже не проверили версию страховых случаев, и кому из потерпевших выгодны эти страховые случаи", – отметили родители в жалобе Бастрыкину.

Они подчеркнули, что признают своих детей виновными, но по статье 167 УК РФ "Умышленные уничтожение или повреждение имущества". Также родители считают, что их дети должны понести наказание, но только по этой статье, а не по статье о диверсии. "В их действиях нет состава преступления по данной статье, и они не должны отвечать за то, чего не совершали", – сказано в жалобе.

Родители утверждают, что на их детей оказывается физическое и психологическое давление с требованиями признания вины.

Следователи вообще не были заинтересованы в поимке заказчика. Наоборот, когда одна из родительниц обвиняемого [подростка] получила от него при задержании имя "заказчика" в Telegram, то она вступила с ним в переписку. Из переписки следует, что неизвестный действительно предлагал так называемые "страховые случаи" в качестве подработки. Родительница незамедлительно сообщила об этом следователю с просьбой запеленговать заказчика и задержать его, однако именно после разговора со следователем заказчик исчез, а следователь пояснил, что тот удалил аккаунт, сказано в жалобе.

"Поведение следователей наводит на мысль о том, что они вообще не заинтересованы в поимке заказчика", – отметили родители в обращении в Следком.

Они считают, что следователи сами занимаются в социальных сетях провокациями преступлений и ищут именно несовершеннолетних детей, предлагая им заработать.

Один из подростков обвинен в том, что совершил поджог самолета СУ-24 на взлетной полосе завода "Чкаловский". Но он уверяет, что он там не был и СУ-24 не поджигал, рассказала его мать.

Родители и адвокат запросили от следствия в этой связи провести габитоскопическую экспертизу, чтобы подтвердить, что на видео именно этот подросток. (Габитоскопия занимается изучением внешнего облика человека, включая его осанку, походку и другие телодвижения для целей идентификации, – прим. "Кавказского узла"). Следствие в проведении экспертизы отказало без мотивации.

На видео, о котором идет речь, по полю от горящего самолета бежит человек, на поле стоят еще два самолета. "Все это кто-то снимает, показывая перед камерой два пальца. Сам [подросток] отрицает поджог самолета, но этот эпизод ему вменен следствием. Также следствие ссылается на биллинг телефона подростка, хотя телефон, которым он пользуется, оформлен на меня. Каким образом следствие установило, что телефон был именно у сына в руках, а к примеру, не у меня – это тоже вызывает вопросы к следствию и недоверие", – сказала мать подростка корреспонденту "Кавказского узла".

"Мы подозреваем следователей, которые привлекли наших детей, в подстрекательстве. Согласно статье 33 УК РФ, подстрекателем признается лицо, которое склонило другое лицо к совершению преступления путем уговоров, подкупа, угроз или другим способом. Подстрекатель – это то лицо, которое в отличие от наших детей, действительно осознает, что делает. И делает умышленно", – подчеркнула она.

Подобные уголовные дела возбуждаются по всей стране в отношении подростков, которые будто бы поджигают стратегические объекты. Имена "диверсантов" скрываются и все эти преступления легко раскрываются следователями. При этом нет ни одного случая поимки заказчиков или хотя бы попытки их обнаружения. То есть получается, что следователи борются не с организаторами диверсий на стратегических объектах, а с детьми, которые даже не знают, что эти объекты стратегические, потому что никаких предупреждающих вывесок на них нет. Они не знают даже их назначения, подчеркнула мать подростка.

Родители подростков выразили надежду, что родители детей из Краснодарского края, также обвиняемых в диверсиях, свяжутся с ними для объединения и совместной борьбы против фальсификаций преступлений, добавила она.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"