Жители Алаверди рассказали об ущербе от наводнения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Дома в затопленной части армянского города Алаверди до сих пор не очищены, жителям не разрешают подниматься в свои квартиры за вещами из соображений безопасности. Жильцы квартир на первых этажах не успели взять с собой ни вещей первой необходимости, ни документов, власти пока помогают только едой, рассказали пострадавшие. 

Как писал "Кавказский узел", 26 мая в Лорийской и Тавушской областях Армении реки вышли из берегов в результате обильных осадков. 27 мая стало известно о четырех погибших в результате наводнения. Власти объявили населенные пункты, пострадавшие от наводнения, зоной бедствия и выделили 300 миллионов драмов для ликвидации его последствий. Из зоны бедствия, по данным МВД, эвакуировано более 400 человек. На 30 мая в зоне затопления в районе Санаин-Сараарт оставалось более 140 человек. Наибольший ущерб нанесен селу Каркоп, которое до сих пор на полтора метра покрыто водой. 

Местные власти не адаптируются к возможным климатическим рискам, чтобы подготовить людей и инфраструктуру к природным бедствиям, считает Олег Дулгарян. Армения считается климатически уязвимой страной, но общины не готовы к аномалиям, отметила Инга Зарафян. Государство обязано хотя бы частично компенсировать ущерб гражданам от стихийных бедствий, заявила Ани Чатинян.

Из зоны бедствия эвакуированы 443 человека, из них 44 человека размещены в гостиницах, заявил в ходе заседания правительства 30 мая министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян. Большинство эвакуированных разместилось у своих родственников. 

50-летняя Карине Аракелян работает дневным сторожем в школе в районе Санаин города Алаверди. Ее семья из пяти человек жила на первом этаже многоквартирного дома.

"Нас пятеро – муж, свекровь и двое несовершеннолетних дочерей. После полуночи стало резко затапливать. Хорошо, что мы еще не спали, успели к соседям на второй этаж подняться, но дети сильно испугались. Уже днем спасатели нас эвакуировали на надувной лодке", - рассказала она "Кавказскому узлу".

Членам семьи предлагали гостиницу, но они предпочли остаться у родственников. "Детей отправили к родственникам в Алаверди – по ту сторону реки, а мы с мужем и свекровью остались у родственников, чей дом в нашем же районе, но в частном секторе. Он расположен выше реки, там безопасно. Мы хотели быть близко к нашему дому, который с мужем ежедневно ходим очищать от селевой грязи. Если бы остановилась в гостинице, не смогла бы из-за дальности", - пояснила жительница из зоны бедствия.

Аракелян отметила, что они не успели взять с собой никаких вещей, спасаясь от наводнения. "В доме нахожу одежду детей, всю в грязи, отмываю, чтобы было что надеть. В нашем дворе четыре многоквартирных дома, все первые этажи затопило почти до потолка. Наша квартира вся в селевой грязи высотой почти 30 см. Грязь испортила все наше имущество. Люди из мэрии описали ущерб, но ничего не сказали, как и чем помогут. Со стен штукатурка осыпается, одна стена уже разрушилась. Придется полностью ремонтировать жилье. Наш дом и без этого был аварийным, а теперь и фундамент осядет", - рассказала она.

Женщина добавила, что ей дважды выдавали гуманитарную помощь – хлеб, крупы, средства гигиены, а также трехлитровый газовый баллон, добавила Аракелян.

"В нашем районе нет ни света, ни газа, только водоснабжение. В магазинах почти ничего нет: холодильники затопило, а те, что остались из-за отсутствия света, не работают. Все, что было в них, испортилось", - пояснила Карине. 

Семья Аракелян лишилась всех документов. По ее словам, документы нашли в грязи, но страницы так слиплись, что, если попытаться открыть, порвутся.

"Но это не так страшно. Моя старшая дочь готовилась поступать в вуз: все тетради, книги, подготовительные методички, все осталось в грязи, ничего не смогли спасти. Не знаю, как теперь она сдаст вступительные экзамены", - заявила женщина со слезами на глазах.

Квартира 48-летней работницы швейной фабрики Мане Геворкян расположена на четвертом этаже. Это позволило ее семье перед эвакуацией собрать вещи первой необходимости и документы. 

"Наш дом прямо на берегу, от воды дом отделяет небольшая улочка. В ночь наведения к нам поднялись соседи с малыми детьми, все первые этажи затопило. Нам повезло, мы смогли взять с собой документы и необходимые вещи", - заявила она "Кавказскому узлу".

Семье Геворкян помощь не предлагали, но они, по ее словам, и не нуждались в ней. Геворкян поселилась у дочери дома в Алаверди. "В верхней части города для детей безопасно, есть свет, газ. Но в нижней части есть еще район, где ни один магазин не работает", - отметила жительница зоны бедствия.

Геворкян ездила в свой район, однако подняться в дом ей не удалось. "Идут очистные работы. Весь двор был в селевой грязи. У кого были резиновые сапоги, могли зайти в подъезд. Район чистят своими силами и при поддержке добровольцев. Еще дней пять потребуется, чтобы вычистить всю селевую грязь", - сказала она.

37-летняя Маро Гаспарян, работница магазина, живет в частном секторе. Ее дом не пострадал, так как находится намного выше уровня реки. "Вода затопила участок и, скорее всего, корольковые деревья ослабли. Были саженцы – инжир, орех – их смыло. Весь ущерб не оценивали, не до этого. Есть семьи, которые сильнее пострадали", – заявила она "Кавказскому узлу".

Магазин, где работает женщина, не пострадал, но склады оказались затоплены. В магазине, по ее словам, можно кое-что купить. "У нас знакомые в первый день остановились, но потом перебрались в гостиницу", - отметила Гаспарян.

38-летняя медсестра Маргарита Артинян временно не работает, опекая больного ребенка. По словам женщины, ее квартира на четвертом этаже не пострадала, но семья лишилась автомобиля. 

"Первые этажи нашего дома полностью затопило. Соседи к нам в первую ночь поднялись, потом спасатели нас эвакуировали на надувных лодках. Машина, на которой муж подрабатывал таксистом, оказалась полностью под водой. Это наша финансовая потеря. Машина была средством заработка, из-за того что муж не работает, возникнут финансовые сложности, а ребенку нужен особый режим питания - в день пять раз", - рассказала она "Кавказскому узлу".

Выходя из дома, Маргарита взяла с собой необходимые документы, медицинскую карту ребенка и его лекарства. Гостиницу ее семье не предлагали, они остановились у свекра.

"Есть проблема с продовольствием, нам пока только один раз помогали с едой. Запасы еды у свекра еще есть, но скоро закончатся. Пока все внимание на пострадавших с первых этажей. Мы не сможем поехать за провизией в Алаверди, дорога частично разрушена, едешь на свой страх и риск. Гарантий, что под тобой дорога не разрушится, нет", - пояснила Артинян.

В магазине остались только крупы и непортящиеся товары, -  все, что было в холодильниках, испортилось, добавила она.

Жительница зоны бедствия также отметила, что их дом пока не очищен от селевой грязи. "Тракторы очищают двор. Помогают спасатели, добровольцы, в том числе из Красного Креста, но домой подняться не позволяют из соображений безопасности. Сказали, что пока не восстановят электричество и газ, заселение рискованно. Все электрические столбы повалило, счетчики затопило. Пока не восстановят, не сможем вернуться в наши дома. А когда планируют завершить, неизвестно, никаких сроков не называют", - сказала Артинян.

Староста тавушского села Хаштарак (расположено между Иджеваном и Дилижаном, – прим. "Кавказского узл") Андраник Вирабян рассказал, что в общине есть электричество, газ и вода. По его словам, из села никого не эвакуировали.

"С едой также нет проблем. Мост разрушен и недоступен для автотранспорта, но люди могут по нему ходить. Машина с продовольствием подъезжает к той стороне моста, и люди пешком носят продукты по мосту", - заявил он "Кавказскому узлу".

Когда планируется восстановить мост, сельский староста не знает. "Нам о сроках ничего не сообщали", - пояснил Вирабян.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"