Карабахские беженцы рассказали об оставленных на родине домах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Ереване открылась выставка, на которой беженцы из Нагорного Карабаха представили фотографии своих домов, оставленных при переезде, и рассказали о них. Участники выставки поделились также своими историями о переезде и проблемах, с которыми столкнулись в Армении.
Организаторами выставки выступают директор Национального музея-института архитектуры Марк Григорян, мигранты-журналисты Ян Шенкман и Александра Ливергант, журналистка-репатриантка из Москвы Женя Енгибарян, которая с 2020 года по 2023 год до последнего дня жила в Степанакерте.
На выставке рассказываются истории простых жителей Нагорного Карабаха, рассказала 23 февраля корреспонденту "Кавказского узла" Женя Енгибарян.
Фотографии, по ее словам, сделали сами герои выставки, а их истории записаны журналистами и превращены в короткие рассказы на армянском и русском языках. На выставке также представлено несколько фотографий различных домов Нагорного Карабаха, сделанных профессиональными фотографами. "Это выставка о памяти, о неотъемлемом праве, об истории и, конечно, о любви. Это не просто выставка, это живое мероприятие с участием живых людей", - отметила Енгибарян.
"Арцахцам сегодня очень трудно делиться своими историями, но 20 человек оказались смелыми", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Марк Григорян.
Ключ, как отметил Григорян, это символ развязки, вопрос будущего; очень символично, что эти люди сделали с ключом, и было важно получить на этот вопрос ответы.
"Я восхищаюсь силой людей, которые прислали фотографии своих домов и рассказали нам о них, несмотря на боль от потери", - отметила Александра Ливергант.
Она отметила, что волонтеры помогли перевести тексты на армянский язык. "Пока мне сложно сформулировать, чем стала эта история для меня, сейчас главное, что она есть", - добавила Ливенгарт.
Он также подчеркнул важность предоставления историй и фактов, которые необходимы для того, чтобы "предотвратить распространение азербайджанской лжи о том, что арцахцы покинули Арцах (Нагорный Карабах) по собственному желанию". "Мир должен знать, что против армян Арцаха (Нагорного Карабаха) были совершены преступления, являющиеся частью антиармянской политики правительства Азербайджана. В результате войн и преступлений, развязанных Азербайджаном, 150 тысяч человек были вынуждены покинуть свою родину: 50 тысяч после 44-дневной войны 2020 года и 100 тысяч - в результате войны 19-20 сентября 2023 года. Людей массово лишили своей родины, домов и земель, церквей и возможности посещать могилы своих родственников. Были жестоко убиты и подвергнуты пыткам невинные люди: дети, женщины и старики", - отметил Татоян.
"Это больно и тяжело смотреть и вчитываться. Люди рассказывают о своих домах, о той жизни, которую там оставили. За каждой историей огромная трагедия. А сколько еще таких?" - задается вопросом посетительница выставки Вика Сукиасян. Она сказала корреспонденту "Кавказского узла", что выставка обязательна к посещению, потому что нет ничего хуже равнодушия.
"Наш дом и участок я в шутку называю "Малибу". Дом был перекрестком для представителей разных поколений и народов. Мы 12-13 лет его строили всей нашей большой семьей. И все это время не было недостатка в посиделках и беседах возле мангала. На нашем "перекрестке" молодые влюблялись, потом женились, другие подружились, стали партнерами и так далее", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Арег Балаян из Степанакерта.
Кнар Бабаян из села Гиши Мартунинского района Нагорного Карабаха. На выставку она представила фотографии родительского дома в Гиши, которые сама сделала. "Мы с папой думали, что в медовой комнате можно открыть музей, потому что у нас было много разных старинных вещей. Хотели их красиво разложить, саму комнату отремонтировать. Но не успели", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Последнее его воспоминание о доме - это его проводы в армию в 2023 году. Родители Арсена во время последней войны в спешке покинули дом, поэтому ничего не успели взять с собой, оставили даже часть документов. "Покидая дом, мы заперли его и одни из ключей привезли с собой. У меня не было возможности в последний раз увидеть свой дом. С постов нас перебросили сразу в Степанакерт, а наша деревня уже была захвачена противником", - рассказал он. Последней фотографии дома у Арена не оказалось, и он воспроизвел его образ по памяти на своей картине.
Севак Мовсесян родился, вырос и жил в Бердашене, в доме, который построил дед для моего отца еще при Советском Союзе. "Наш дом был настолько большой, что на втором этаже мы не жили. Нам хватало места в больших комнатах на первом этаже, и у нас было все на любой случай, для любого мероприятия. Для меня в этом доме все было особенным и внутри, и снаружи. Моей душе там было просто хорошо. После войны 2020 года я полюбил тишину. И в нашем саду было очень тихо, только птицы, деревья и цветы", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Сейчас он живет в Ереване, учится на программиста, но всегда думает про родной дом. "Я скучаю даже по кроликам. Не знаю, что с ними случилось, ведь в селе никого не осталось. При возможности я, не раздумывая, вернусь домой", - сказал Севак.
Профессиональный фотограф Айк Мелконян представил сделанную в 2017 году фотографию старого дома с его обитателями в селе Тяк Гадрудского района. "Если правильно помню, раньше в доме был магазин", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Ануш попросила родных перед отъездом сфотографировать дом так, чтобы были видны открытые ворота. "Хочу сохранить в памяти его таким - дом с открытыми воротами".
Отец Ануш начал строить этот дом после первой Карабахской войны, но закончил только в 2002 году. Мы его спрашивали: "Почему ты так долго строишь подвал? В мирное время! Войны же не будет?" Он ответил: "Будет и не одна".
Главное место, по ее словам, было у камина. Там висела огромная картина церкви Гандзасар, она так и осталась в доме. "Мы часто накрывали большой стол во дворе. Папа построил там беседку, шашлычную, бассейн, прямо перед которым росли две юкки, они очень красиво цвели. В нашем маленьком саду росла береза, серебристая елка, гранат и корольки", - рассказывает Ануш.
Беженцы рассказали, что в Армении сталкиваются в первую очередь с бюрократическими барьерами, из-за которых у них возникают разного рода проблемы. По словам Ануш, ее отец шестой месяц не получает пенсию из-за того, что никак не могут разобраться с паспортом. "А папа диабетик, после инфаркта и инсульта, нам приходится покупать столько лекарств", - отметила она.
Кроме этого, по ее словам, очень сложно беженцам трудоустроиться. Ее мама филолог, в Степанакерте преподавала русский язык и литературу в школе, а в Армении никак не может устроиться на работу.
Гаяне также пожаловалась на бюрократические проблемы, из-за которых целыми днями простаиваешь в разного рода очередях.
Об обстановке в регионе после сентябрьской эскалации конфликта можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Новая ситуация" Нагорного Карабаха". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Начало и конец непризнанной Республики Арцах".
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.