Востоковеды и активисты прокомментировали идею преподавать арабский в школах Кавказа
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предложение ввести в школьную программу арабский язык, хоть и имеет политическую подоплеку, но будет положительно воспринято в республиках Северного Кавказа, где у многих родителей школьников есть желание, чтобы их дети изучали арабский язык, считают опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники и активисты. При этом, полагают они, не стоит во главу угла ставить вопросы изучения языка с точки зрения религии. Возникают вопросы о квалификации педагогов, кроме того, есть проблемы с методиками преподавания арабского языка в школах, предупредили востоковеды.
Как сообщал "Кавказский узел", Рособрнадзор предложил ввести в школьную программу в мусульманских регионах страны, в частности, в Дагестане и Чечне, изучение арабского языка. По словам руководителя ведомства Анзора Музаева, должен быть создан государственный образовательный стандарт изучения языка. Также нужны квалифицированные учителя: они могут быть выпускниками светских и исламских вузов.
Напомним, сам Анзор Музаев - уроженец Гудермеса, занимал должность главы Минобразования республики. С 2013 года занимал должность заместителя руководителя Рособрнадзора, с 2020 года стал руководителем ведомства.
Активисты поддержали идею изучения арабского в школах
Введение арабского языка в школьную программу будет положительно воспринято в Чечне, считает кавказовед политолог Руслан Кутаев.
"У республик Северного Кавказа, в отличие от других регионов РФ, есть особые связи с арабским миром. Особенно у чеченского руководства. Кроме этого, мы видим, что Кремль сближается с арабским миром. Эта инициатива по включению арабского языка в школьную программу, мне кажется, идея Кремля. Это исходит от федерального центра, это политическая инициатива. Она будет положительно воспринята в мусульманских республиках Северного Кавказа", - сказал он "Кавказскому узлу".
Сейчас арабский язык можно изучать в медресе при мечетях Чечни.
"Для Чеченской Республики не будет проблем в плане учителей и преподавателей. У руководства республики установлены хорошие отношения с многими арабскими странами, и в их учебных заведениях наши учителя могут пройти подготовку, получить необходимую квалификацию. Сейчас арабский язык можно изучать в медресе при мечетях. Но про количество учеников и их уровень знания языка я ничего сказать не могу", - добавил он.
Правозащитник Оюб Титиев поддерживает идею введения преподавания арабского языка в школах республик Северного Кавказа.
"Давно надо было ввести обучение арабскому языку в республиках, где основное население исповедует ислам. А практические цели изучения языка, думаю, намного шире. Сегодня много желающих разделить ислам на разные течения, традиционный, радикальный и так далее. Ислам - он один, нет никакого деления", - сказал он "Кавказскому узлу".
Он добавил, что при желании можно подготовить хорошие кадры для преподавания языка. "Подготовка преподавателей, думаю, не проблема", - отметил он.
На данный момент в Карачаево-Черкесии арабский язык изучается лишь в одном месте - в Исламском институте, где в основном учатся священнослужители, рассказал «Кавказскому узлу» председатель Совета старейшин черкесского народа Абу-Юсуф Банов.
Он подчеркнул, что считает необходимым распространить изучение арабского языка в школах не только на кавказские республики, но и на другие регионы.
"Многие политики говорили, что надо повернуться к Востоку, и мы сейчас повернулись. Поэтому изучение арабского языка нужно не только в кавказских республиках, но и в других регионах. Разве культурные, образованные люди, в том числе в религиозной сфере, несут зло? Конечно, нет. Они лишь укрепляют нашу многонациональную страну", - сказал Абу-Юсуф Банов.
Арабский важен для мусульман как язык Корана
Мусульмане воспринимают арабский не просто как иностранный язык, его воспринимают как язык Корана, сказал корреспонденту "Кавказского узла" ингушский богослов Ахмед Тангиев. "Поэтому те, кто изучает арабский язык, не просто для разговора с арабами его учат, а для того, чтобы более глубоко познать религию, чтобы иметь возможность читать религиозные книги в оригинале. Это основная цель. Ну и когда совершают хадж - в том числе, чтоб общаться на арабском, иметь возможность совершать обряды на арабском, и так далее", - отметил он.
По его мнению, сложно назвать сроки, когда в Ингушетии может быть подготовлено достаточное число преподавателей для преподавания арабского языка в школах. "Так интенсивно и массово не учат людей. Есть два исламских института, в Сунже и Малгобеке, где обучают, но там не только арабский язык изучается, но и исламские науки. Если будет внедрен арабский язык в школах, если он будет изучаться более глубоко, то как минимум несколько лет надо будет, чтобы <подготовиться к его введению в школьную программу>", - считает он.
В школах преподают основы религии, но арабский язык в рамках этого курса не изучается, отметил Тангиев. "Выпускники школ практически не знают арабский язык, беседу они не поддержат. Есть частные центры, где обучают арабскому языку, там да - выпускники могут поддержать беседу, хотя бы простой диалог. А именно в официальных средних школах, где преподают основы религии, с арабским языком никак", - считает он.
По его мнению, возможность официально изучать арабский язык, а также исламские науки можно расценить позитивно. "Молодежь не стала бы искать где-то на стороне себе учителей, не стала бы на какие-то сайты заходить, которые непонятно от кого и от чего. Было бы хорошо, если бы это всё делалось официально и по крайней мере был бы какой-то контроль", - заключил богослов.
Правозащитник Магомед Муцольгов согласился, что арабский язык важен, в первую очередь для чтения Корана. "Любой мусульманин должен быть счастлив и горд, если он владеет арабским языком, в первую очередь потому, что он сможет читать Коран. Была бы моя воля, я бы сделал всё возможное, чтобы дети в Ингушетии владели как минимум четырьмя языками - ингушским, русским, арабским и английским, такие знания сильно облегчают жизнь во многих странах мира", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, много времени для подготовки достаточного количества учителей не понадобится, так как "арабский язык популярен на Кавказе в целом и в Ингушетии в частности". "Во время моей поездки в Мекку я видел много кавказцев, свободно общающихся на арабском языке не только с религиозными деятелями, но и в аэропорту, кафе, автобусах, такси, магазинах", - поделился он.
При этом в ингушских учебных заведениях уделяется "катастрофически мало внимания" изучению и арабского языка, и родного ингушского, полагает собеседник. "В республике есть немало родителей, которые прилагают усилия, чтобы их дети учили арабский язык не только дома, но и в разных городах и странах", - добавил он.
Арабский язык нельзя делать единственным иностранным языком
Арабский язык, даже если он и будет введен в общеобразовательные школы для изучения, может быть только одним из иностранных языков, а не единственным иностранным языком, предлагаемым школьникам для изучения, считает заведующий сектором кабардино-черкесского языка КБИГИ, доктор филологических наук Борис Бижоев.
"Должно быть право выбора – какой язык учить. Навязывать один язык не считаю правильным подходом. Кое-где для изучения предлагают даже китайский язык, но по желанию, а не в обязательном порядке", - сказал он.
Борис Бижоев отметил, что языки люди рассматривают с практической точки зрения – когда и где может пригодиться тот или иной язык. С этих позиций арабский язык не имеет практического значения. Он применяется исключительно только для совершения религиозных обрядов. Поэтому до сих пор его изучали только в медресе и других исламских учебных заведениях.
"Арабский язык не очень распространен, чтобы использовать его как язык для международного общения", - отметил ученый.
Нет ничего плохого в том, что в российских школах будут преподавать арабский язык, считает общественный деятель из КЧР Зурият Акбаева. Уж коль учат китайский язык, то почему бы не учить и арабский, который ближе немалой части жителей страны. Но вводить его в качестве предмета для ЕГЭ она не считает нужным.
"Что, на мой взгляд, важно, это то, что преподавание арабского языка в качестве иностранного языка должно вестись по федеральным образовательным стандартам, и только. Без насаждения в неокрепшие умы религиозных убеждений", - сказала она, добавив, что, с другой стороны, изучение арабского языка поможет молодому человеку разобраться в исламских течениях.
Арабский язык может изучаться в школах наряду с английским, французским, немецким и испанским, но никак вместо них, резюмировала она.
Низкие зарплаты убивают мотивацию хороших специалистов преподавать арабский в школах
Знание арабского языка открывает возможности познания культуры арабского Востока, чтения книг в оригинале, поэтому мотивацией изучения арабского языка может быть не только религия и стремление в познании ислама, считает один из дагестанских востоковедов.
В Дагестане с начала 90-х годов готовятся преподаватели арабского языка и функционируют отделения арабского языка на базе факультетов иностранных языков нескольких вузов. Арабский язык как специальность преподают в Институте иностранных языков при Дагестанском государственном педагогическом университете и на факультете востоковедения при Дагестанском государственном университете. Ежегодно эти вузы выпускают до 20 специалистов по арабскому языку, сообщил востоковед.
"Такие кадры готовятся уже давно. В университетах есть специальность "преподаватель арабского языка", - отметил специалист. По его оценке, уровень выпускников в среднем не очень высокий, но каждый случай индивидуальный. "Уровень (выпускников) был не очень высоким, как обычно у нас бывает с уровнем владения другими иностранными языками. У тех студентов, кто уделяет этому внимание, у них получается, а если (студент) не уделял ему внимания, то у него не получается", - пояснил специалист по арабскому языку.
Арабский язык также входил в перечень предметов в некоторых школах-лицеях республики. Однако его можно было выбрать только как второй иностранный язык после английского языка. "В лицеях он был как второй иностранный язык после английского. Он был довольно популярен. Желающих изучать было много", - отметил востоковед.
При этом, по его словам, каждый преподаватель арабского языка сталкивался с проблемой отсутствия стандартизированной методики преподавания, не было и специализированных учебников. "Это были основные проблемы. Насколько эти проблемы сейчас решены, я не знаю", - пояснил востоковед.
Когда в школе давался выбор изучения второго иностранного языка - очень большое количество родителей выбирало арабский язык в качестве иностранного языка для своего ребенка, отметил востоковед. Он уверен, что при достаточной мотивации учеников и компетенции преподавателей, а также при достаточной учебно-методической базе преподавание арабского языка в школах и вузах даст хорошие результаты.
Если сегодня дать дагестанцам возможность выбрать иностранный язык для изучения ребенком, очень много родителей сделают свой выбор в пользу арабского языка, и количество таких родителей растет с каждым годом, отметил востоковед.
Знание арабского, как и любого иностранного языка, не только помогает человеку понять культуру и быт других народов, но и развиваться самому, считает преподаватель арабского языка из Дагестана Саид.
"Во-первых, человек развивается, обогащая культурно и духовно свой внутренний мир. Во-вторых, человек может понимать другую культуру… даже если он не является религиозным человеком. В-третьих, человек сможет коммуницировать с иностранцами", - сказал Саид.
"Человек, выучивший иностранный язык, не мыслит внутри одной культурно-языковой среды, а выходит за ее рамки, и арабский язык здесь не исключение", - пояснил преподаватель.
Он напомнил, что у страны со времен СССР – "добрые традиции хороших отношений со странами арабского мира. Это очень важный опыт, и он у нас есть".
Сам Саид окончил один из дагестанских ВУЗов и является дипломированным преподавателем арабского и английского языков, занимается частной практикой. По его мнению, в Дагестане немало выпускников арабских отделений иностранных факультетов, однако каждому такому выпускнику прежде, чем приступить к преподаванию, необходимо пройти переквалификацию. Однако маловероятно, что выпускники арабских отделений будут работать в школах при нынешних низких зарплатах, считает Саид.
"Я точно не пойду преподавать в школу из-за уровня зарплаты и несоразмерной нагрузки. У меня большая семья, я не смогу содержать ее на ту зарплату, которую мне будут платить в школе", - пояснил он.
На изучение арабского в школах нужно минимум три часа в неделю
Арабский язык нужно изучать минимум три часа в неделю, считает лингвист, создатель онлайн платформы «Арабский язык от школы «НурульХуда» Башир Ортабаев.
"Чтобы суметь общаться на арабском языке на самые простые темы, нужно изучать язык минимум три часа в неделю. Можно начинать с пятого класса. Можно также со второго, но нужна хорошая программа. На самом деле арабский легче английского", - сказал он "Кавказскому узлу".
По его словам, три года усердной работы могут привести к хорошим знаниям. "После девятого класса хорошо будет все понимать при должном изучении. А потом уже можно работать над устной речью", - отметил он.
Он также добавил, что в России пока нет <светских> школ, где преподают арабский язык <в качестве основного иностранного>.
Лингвист, преподаватель арабского языка Вероника Субботина также считает, что изучение арабского стоит начинать с пятого класса.
"Детям намного легче изучать арабский, чем взрослым. Мне кажется, стоит начать с пятого класса и два-три часа в неделю. Все зависит от качества школьной программы, но без практики сложно будет начать говорить на простые темы. Понимать речь, читать и писать можно научиться к десятому классу, а вот свободно общаться – зависит от школьника", – сказала она "Кавказскому узлу".
По ее словам, многие долгие годы изучают арабский, но свободно начинают говорить благодаря программам по обмену. "Я не представляю, что было бы с нами без программ по обмену. Изучать язык в университете одно, а находиться в обществе, где все говорят на арабском, другое. Поэтому очень важно общаться с носителями языка. В этом плане сложно сказать, как скоро школьники смогут свободно говорить на арабском. Все зависит от них", - отметила она.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.