Огласка информации о пыточных ямах под Волгоградом создала угрозу для военнослужащих

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Военная прокуратура должна расследовать сведения о неправомерных наказаниях пыточными ямами на полигоне в Волгограде, но большие усилия силовики могут направить на поиски информатора, сообщившего о них, указали опрошенные "Кавказским узлом" военные юристы. 

Как писал "Кавказский узел", один из добровольцев, проходивших подготовку на полигоне "Прудбой" в Волгоградской области, сообщил об использовании пыточных ям для наказания нарушителей дисциплины. Спутниковые снимки подтвердили его слова.

Фактов наказания пыточными ямами в современной российской армии военные юристы ранее не фиксировали, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Тимофей Широков. "Их применение, конечно, является преступлением. В этом случае можно вменить как минимум две уголовные статьи: "Незаконное лишение свободы" и "Превышение служебных полномочий", - считает он.

Поскольку информация о пыточных ямах распространилась в СМИ, военная прокуратура обязана отреагировать, указал адвокат. "Публикация в СМИ уже является сообщением о совершенном преступлении. Поэтому должна быть проведена доследственная проверка и принято процессуальное решение", - пояснил Широков.

Он предположил, что силовые структуры заняты поиском информатора, который предал огласке информацию о существовании таких ям на полигоне. "Со ссылкой на военные условия возможно все что угодно. Могут привлечь и за дискредитацию вооруженных сил", - считает Широков.

Военнослужащих, согласно закону, привлекают к ответственности приказом командира части или по суду. "Если не очень серьезные нарушения, то командир части делает замечание или выговор. Если более серьезные, то могут отправить под арест на гауптвахту, но сейчас это (делается) по решению суда. Там же находятся подозреваемые в совершении уголовного преступления. Если же военнослужащий совершил уголовное преступление, то его могут приговорить к отбытию наказания в дисциплинарном батальоне", - добавил адвокат.

Военный адвокат Дарья Дарьина также не встречала в практике случаев использования пыточных ям. Она уверена, что публикации о них должны вызвать интерес военной прокуратуры.

"Я сомневаюсь, что в законе и в уставе есть такие виды наказания, которые описаны (добровольцем). Если есть нарушение, какая-то информация о нарушениях, (военным)  следует обращаться в прокуратуру. Но если посчитают, что доказательства добыты незаконным путем, их не будут учитывать. Возможно, могут и статью вменить тем, кто раздобыл информацию", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки и за административные правонарушения, отметил еще один военный юрист на условиях анонимности.

"Существует такой вид ответственности, как дисциплинарный арест до 30 суток, однако это наказание не предполагает, что провинившегося отправят в "яму" или зиндан. Про ямы мы знаем только из сообщений СМИ и со слов родственников", - сказал он "Кавказскому узлу".

По предположению юриста, ямы могли использоваться там, где нет специализированных гауптвахт, как альтернатива им. "Но при этом дисциплинарный арест предполагает бюрократическую процедуру, возможность обжаловать такую меру наказания. Вопрос, соблюдаются ли эти гарантии в отношении тех, кого могли отправить в яму", - указал он. 

Любые снимки военных объектов и воинских частей приравниваются к гостайне, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность."В ряде случаев факт передачи секретных сведений могут квалифицировать также как госизмену. В частности, если подобные снимки были переданы иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям", - пояснил военный юрист.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

источник: корреспондент "Кавказского узла"