Жительница Дагестана добивается компенсации за отказ в медпомощи и разглашение врачебной тайны 

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывшая сотрудница Гунибской райбольницы требует 7 миллионов рублей от работодателя и Республиканского центра инфекционных болезней, которые не уведомили ее о ВИЧ-положительном статусе. Коллеги женщины знали о ее диагнозе, скрывали от нее эту информацию и не назначали ей лечения, сообщили "Кавказскому узлу" правозащитники. 

Медработница Гунибской ЦРБ в течение двух лет была лишена лечения и получила инвалидность, поскольку коллеги скрыли от женщины ее ВИЧ-позитивный статус. Правоохранительные органы отказались возбуждать по заявлению женщины уголовное дело, и теперь она добивается компенсации за подорванное здоровье в суде, сообщили "Кавказскому узлу" в правозащитной организации "Монитор пациента".

Женщина, воспитывающая шестерых детей, в 2020 году обратилась к коллегам с жалобами на здоровье: ее беспокоили слабость, утомляемость и сыпь на коже. По назначению врача она сдала анализы, в том числе на ВИЧ-инфекцию, однако результат этого анализа на руки так и не получила. Врачи поставили женщине диагноз "нейродермит" и назначили соответствующее лечение; в связи с этим она была уверена, что результат анализа на ВИЧ отрицательный.

В течение следующих двух лет состояние медработницы непреклонно ухудшалось: она стремительно теряла вес, страдала от болей внутренних органов и тяжелых воспалений на коже. Лечение, которое женщине назначали ее коллеги, не помогало. Диагноз она сама узнала случайно лишь в 2022 году, когда готовила отчеты на работе и увидела свое имя в числе ВИЧ-позитивных пациентов.

Клиническая лаборатория, выявляя в анализах пациента ВИЧ-инфекцию, обязана отправить запечатанный конверт с результатом в медучреждение, которое направило больного на исследования, а также уведомить о ВИЧ-положительном пациенте в "Республиканский центр инфекционных болезней, профилактики и борьбы о СПИДом", рассказала юрист организации Камилла Абдуллаева, представляющая интересы потерпевшей. 

Вскрыть конверт с результатом анализа на ВИЧ может только лечащий врач больного, который затем обязан уведомить самого пациента, однако о диагнозе сотрудницы Гунибской больницы узнали другие ее коллеги, что является нарушением врачебной тайны. Согласно приказу Минздрава Дагестана, человек, вскрывший конверт без надлежащих полномочий, был привлечен только к дисциплинарной ответственности, уточнила она. 

По словам Абдуллаевой, после конфиденциального объявления диагноза врач должен был направить пациентку на дообследование в инфекционную больницу, где она могла получить психологическую помощь и противовирусную терапию. Вместоэтого "коллеги потерпевшей лечили ее от другой болезни, зная, что у нее ВИЧ-инфекция, а сама потерпевшая по-прежнему не знала об этом, пояснила юрист.

Случайно узнав о диагнозе, женщина взяла отпуск без содержания, поскольку уже не могла работать в этом коллективе. "Одна из ее коллег извинялась, что не смогла ей сообщить об этом раньше, а остальные начали говорить, что "врачи входят в категорию высокого риска". Но она непосредственно с больными не работала, занималась документами", - рассказала Камилла Абдуллаева.

После курса лечения в Республиканской больнице женщина выяснила, что ее заболевание уже "на одной из последних стадий", добавила юрист. В иске, поданном в ее интересах, "Монитор пациента" потребовал взыскать  в общей сложности 7 миллионов рублей с Гунибской ЦРБ и с "Республиканского центра инфекционных болезней, профилактики и борьбы о СПИДом" в связи с неоказанием медпомощи и разглашением врачебной тайны. Советский районный суд Махачкалы 30 сентября 2023 года постановил взыскать с этих организаций 600 и 500 тысяч рублей соответственно.

Потерпевшая 25 сентября это решение обжаловала, указав, что размер присужденной компенсации не соответствует тяжести нанесенного морального вреда. Суд не полностью оценил все имеющиеся обстоятельства, а ответчики не предоставили суду доказательств, подтверждающих отсутствие их вины в неквалифицированном и несвоевременном оказании медицинской помощи.

"Разумного ответа, почему женщину лишили возможности знать о своем состоянии здоровья и проходить соответствующее лечение, мы так и не получили. Истцу нанесен тяжкий вред здоровью. Наступили необратимые последствия, что выразилось как минимум в установлении первой группы инвалидности", - процитировала Абдуллаева апелляционную жалобу. Правозащиники требуют удовлетворить иск потерпевшей в полном объеме. 

Координатор "Монитора пациента" Сулейман Сулейманов назвал уникальной для своей практики ситуацию в Гунибской ЦРБ, где врачи скрывали от коллеги ее ВИЧ-положительный статус. По словам правозащитника, ранее он даже "не слышал про подобные случаи. Случаи, когда врачи игнорируют принципы врачебной тайны, как отметил Сулейманов, в целом не распространены в Дагестане. 

"За нарушение врачебной тайны предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде возмещения вреда административная ответственность в виде штрафа и уголовная ответственность в виде штрафа, либо исправительных работ, либо принудительных работ, либо ареста, либо лишения свободы", - сказал координатор "Монитора пациента" корреспонденту "Кавказского узла". 

Руководитель правозащитной организации Зияутдин Увайсов в своей практике также не встречался с подобными ситуациями. Он также подтвердил слова коллеги, что случаи прямого разглашения врачебной тайны в Дагестане нечасты, хотя отметил, что "принцип врачебной тайны часто не соблюдается на уровне документооборота". "Лечебное учреждение может опубликовать документ с личными данными пациента", - сказал он, отметив, что действующие юридические механизмы неэффективны при таких инцидентах.

Реальным механизмом, который поможет воздействовать на проблему, Увайсов назвал судебные решения с большими суммами компенсаций потерпевшим в части причиненного вреда. "Если бы наши суды оценивали ущерб, причиненный такими действиями, на большие суммы, это было бы действенно", - пояснил правозащитник.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

источник: корреспондент "Кавказского узла"