Жительница Ингушетии рассказала историю побега от домашнего насилия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Родственники в течение нескольких лет круглосуточно контролировали жительницу Ингушетии Марину Яндиеву после ее первой попытки сбежать, а также организовывали обряды изгнания джиннов из нее, рассказала Яндиева после второго побега.
Как писал "Кавказский узел", 28-летняя жительница Ингушетии Марина Яндиева совершила побег из дома из-за семейного насилия. Ее родственники удерживают правозащитника Магомеда Аламова и угрожают ему убийством, если она не вернется, хотя Аламов не знал о ситуации, а лишь подвез Яндиеву, сообщила 24 октября "Команда против пыток"*.
По словам Марины Яндиевой, она подвергалась домашнему насилию. В 2016 году она попыталась сбежать в Москву, но ее выследили, избили и вернули домой. После этого Марина прожила в изоляции и без средств связи три года, а родственники сфабриковали справку о ее психическом расстройстве и угрожали "убийством чести", сообщили правозащитники. Женщины, чье поведение родственники сочли позором для рода, могут стать жертвами "убийств чести", говорится в справке "Кавказского узла" ""Убийства чести" на Северном Кавказе".
Марина Яндиева сообщила, что "всю жизнь" живет "в культуре насилия". "Я с детства вижу, что женщин лишают права голоса, применяют физические насилие, убивают. Это было наиболее болезненно, потому что, когда ты выступаешь в роли наблюдателя, то не можешь избавиться от ощущения соучастия со всем этим. Я знаю многих женщин, которые живут с мужьями-тиранами, которые их избивают, и я наблюдала их окровавленные лица. Я училась с девочкой, которая подверглась "убийству чести", - рассказала она изданию "Медиазона"*.
По словам Яндиевой, в 2011 году она уехала на учебу в Москву и поступила на медицинский факультет одного из вузов. Проучившись там несколько лет, девушка решила сменить специальность и начать изучать режиссуру. Семья, которую Марина считала "довольно прогрессивной по ингушским меркам", выступила против.
"Мы поругались с матерью. Она решила, что все это влияние каких-то посторонних лиц на меня, книг и так далее. И сказала мне фразу, что у меня "нет и не может быть своего "я". И она докажет, что никакой своей воли у меня тоже нет. После этого я сказала, что с меня достаточно, я буду жить самостоятельно. И вся эта цепочка закрутилась", - привело 24 октября слова Яндиевой издание.
По словам Марины Яндиевой, в 2015 году родственники поместили ее в подмосковный исламский центр, где с ней проводили обряды экзорцизма. "Суть заключалась в том, что тебя просто душат, наступая тебе на горло. И при этом присутствует твоя мать. Если человек стоит и ничего не предпринимает в потенциально опасной для моей жизни ситуации, то это уже очевидным образом для меня характеризует наши взаимоотношения. После всего этого я довольно ультимативно заявила, что я буду жить отдельно. Мне пришлось противостоять уже десяткам членов родовой общины. Все эти люди заверяли меня в том, что я совершаю какие-то абсолютно преступные действия. Меня насильно увезли домой", - рассказала она.
Традиции изгнания джиннов распространены на Кавказе, исламский экзорцизм проводится как в мечетях, так и на дому народными целителями, говорится в справке "Кавказского узла" "Джинны". Однако ислам не предусматривает принудительного экзорцизма, тем более с применением силы, указали в декабре 2022 года исламовед Леонид Сюкияйнен и имам Расул Ахмадов.
После побега из Ингушетии в августе 2016 года Марину, по ее словам, "очень активно и сразу стали искать". "Я была подана в розыск как без вести пропавшая. И параллельно там организовались довольно многочисленные поисковые отряды. И меня нашли. Я стала оказывать сопротивление, была избита, похищена и вывезена уже обратно домой", - рассказала она, подчеркнув, что ее избили не силовики, а люди, привлеченные родственниками.
По ее словам, после побега ее стали строго контролировать. "Меня не оставляли наедине ни на секунду, даже в помещении. Из помещения без сопровождения кого-то из своих родственников я не выходила вплоть до побега в 2023 году", - рассказала она.
Яндиева отметила, что по настоянию родственников доучилась на врача в университете в Ингушетии и работала в больнице вместе с матерью. И в вузе, и на работе ее всегда кто-то сопровождал. "С 2021 года мне стали разрешать пользоваться чужими устройствами [связи]", сказал она, пояснив, что тогда она начала готовиться к новому побегу.
В начале октября 2023 года, по ее словам, помочь с эвакуацией согласились правозащитники из Кризисной группы СК SOS*. Они попросили коллег из "Команды против пыток"* подвезти девушку на одном из участков маршрута. Сделать это смог юрист Магомед Аламов, который не был знаком с Мариной и не знал подробностей ее истории.
Уезжая, Марина, по ее словам, оставила родственникам письмо с объяснением своих мотивов и на следующий день связалась с ними. "Уведомила, что у меня все в порядке, но контактировать я с ними не желаю. Озвучила предложение мирно и спокойно урегулировать эту ситуацию. Я понимаю, что для них репутационные потери - это довольно страшно. И всего этого на самом деле можно было бы избежать. Но они меня сразу объявили повторно в розыск. Меня не хотят, наверное, оставить в покое по той же причине, почему не оставляют в покое любую девушку, которая уходит из дома. У нас есть довольно выраженная иерархия. Мы живем все еще в общинном строе. И в этой иерархии ты занимаешь позицию в зависимости от своего возраста, капитала и гендерной принадлежности. Я как молодая женщина в этой иерархии стою довольно низко", - сказала она.
Марина Яндиева назвала ультиматум родственников, удерживающих Магомеда Аламова, "аморальной и омерзительной манипуляцией" и подчеркнула, что добровольно возвращаться не планирует. "Я не думаю, что я могу быть там в безопасности. И не понимаю причин, почему я должна туда возвращаться. Я не хочу этого делать", - приводятся в публикации ее слова.
"Кавказский узел" писал также, что 18-летняя жительница Назрани Лейла Гиреева подвергалась домашнему насилию и "изгнанию джиннов", это подтолкнуло её сбежать из дома 14 ноября 2022 года. После побега родственники обвинили Лейлу в краже, чтобы объявить её в федеральный розыск. Девушка в свою очередь написала заявление в Следком об угрозе убийства родственниками.
Полиция в Ингушетии отказалась возбудить уголовное дело в отношении родственников Гиреевой. 1 февраля стало известно, что Лейла вернулась к родным и хочет уладить конфликт с семьей. Решение Гиреевой вернуться к семье обусловлено сильным стрессом, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитницы.
В России необходимо принять специальный закон, который бы запрещал родственникам приближаться к пострадавшим от насилия или возвращать их в семью при помощи полиции, прокомментировали ранее подобные случаи опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Правозащитники подчеркнули, что все известные меры противодействия домашнему насилию могут быть бесполезны, в особенности в регионах Кавказа из-за того, что юридические механизмы не работают, похищение жертв насилия их родственниками не приводит к уголовной ответственности для похитителей, а власти предпочитают не замечать проблему.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* включены в реестр иностранных агентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.