Военные эксперты в Баку сочли состоявшимся расформирование карабахских военных сил

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Процесс разоружения армянских вооруженных сил в Карабахе и их расформирование продолжается, но в целом его можно считать уже состоявшимся: азербайджанские структуры контролируют ситуацию в регионе, и вооруженное сопротивление небольших подпольных групп обречено на неудачу, заявили опрошенные "Кавказским узлом" военные аналитики в Баку. 

Как писал "Кавказский узел", 19 сентября Азербайджан начал масштабную боевую операцию в Нагорном Карабахе, 20 сентября была достигнута договоренность о прекращении боевых действий и разоружении карабахских военных. К 23 сентября начался процесс вывод карабахских военных с боевых позиций и сдача ими оружия под контролем российского миротворческого контингента.

28 сентября был опубликован указ президента непризнанной республики Самвела Шахраманяна о роспуске всех органов государственной власти и прекращении существования Республики Нагорный Карабах (Арцах), говорится в справке "Кавказского узла" "Новая ситуация" Нагорного Карабаха".

Видеосъемки, фотографии и сообщения медиа свидетельствуют, что азербайджанская армия "практически полностью контролирует территорию бывшей Нагорно-Карабахской автономной области за исключением города Ханкенди" (армянское название - Степанакерт) и его окрестностей, заявил корреспонденту "Кавказского узла" военный эксперт, бывший сотрудник информационно-аналитического управления Минобороны Азербайджана Азад Исазаде.

"Это означает, что армянские военные силы в регионе расформированы. По крайней мере, из войсковых частей они ушли, оставив технику и вооружение. Вероятно, большинство личного состава уехало", - сказал он. 

Минобороны Азербайджана опубликовало на своем сайте данные об изъятом у карабахских военных оружии на 18.00 (17.00 мск) 28 сентября. Согласно этой публикации, изъяты 1151 единица стрелкового оружия, 84 гранатомета, 16 пушек и гаубиц, 39 минометов, 22 образца противотанкового вооружения и 132 средства ПВО. В списке изъятого числится также 18 единиц бронетехники, 120 автомобилей, 21 прицеп и пять единиц вспомогательной техники. В числе изъятых боеприпасов значатся 984 ракеты, 2722 пушечных и гаубичных снаряда, 2627 зенитно-артиллерийских снарядов, 6653 минометных снаряда, 2266 гранат, 1368 ручных гранат, около 653 тысяч патронов. Кроме того, изъяты 2132 единицы "других боеприпасов, оптические приборы и разные средства экипировки.

Исазаде затруднился сказать, сколько оружия карабахских военных азербайджанская армия уничтожила 19-20 сентября, однако он уверен, что потери были очень велики. "Собственно поэтому армянские военные силы капитулировали спустя менее чем сутки. Сейчас сложно сказать, сколько оружия было уничтожено, а сколько осталось целым, но судя по кадрам, распространенным Минобороны Азербайджана, очень много техники было разгромлено или повреждено. Сведения об изъятой технике и оружии также внушительны. Мы не располагаем точной информацией о механизме и процессе приема-сдачи оружия и роспуска войск: возможно, часть оружия армяне передали российским миротворцам, а до некоторых частей, возможно, азербайджанские военные еще не дошли, поэтому процесс изъятия оружия все еще продолжается", - резюмировал он.

За день до начала военных действий, 18 сентября, представитель МИД Азербайджана озвучил на брифинге количественные оценки: согласно этому заявлению, на территории, где размещены российские миротворцы, находилось более 10 тысяч армянских военнослужащих. В распоряжении было более ста танков и другой бронетехники, более двухсот тяжелых артиллерийских установок, включая системы залпового огня, более двухсот минометов и десятки систем радиоэлектронной борьбы, цитировало данные ведомства информагентство "Туран". Представитель Минобороны Азербайджана Анар Эйвазов  вечером 19 сентября называл данные об уничтоженной в течение дня в Карабахе технике: "до 20 боевых машин, до 40 артиллерийских установок, около 30 минометов, а также две зенитно-ракетных установки и шесть станций РЭБ "Мортира", пишет ТАСС. Сутки спустя Эйвазов заявил, что азербайджанские военные взяли в качестве трофеев семь единиц военно-транспортных средств, четыре миномета, один танк, две БМП и значительное количество боеприпасов противника.

Азад Исазаде уверен, что азербайджанские военные больше не встретят вооруженного сопротивления со стороны каких-либо подразделений в Карабахе. "Вся территория просматривается с БПЛА, действует военная разведка и какие-либо более-менее серьезные подразделения были бы замечены. Однако нельзя исключать того, то мелкие группы численностью три-пять человек могли уйти в подполье, к примеру,  на Агдеринском (Мардакертском) направлении, где густые горные леса. Там заранее могли быть подготовлены какие-то схроны, запасы продовольствия, небольшие лагеря. Однако это бесперспективная затея, если такое есть. Дело в том, что там население ушло полностью, а без поддержки местных жителей партизанское движение не сможет долго продержаться. Если будут какие-то инциденты, то азербайджанская армия будет просто прочесывать леса и выявлять места боевиков", - полагает он.

Занять столицу региона азербайджанские воска могли уже на второй день операции, утверждает аналитик. "Азербайджанская армия окружила город практически по всему периметру, заняв все высоты и холмы в радиусе одного-трех километров, однако военной задачи взять город не ставилось во избежание жертв среди гражданского населения. С другой стороны, [представители Степанакерта] согласились вести переговоры по ликвидации режима и теперь объявили о прекращении существования так называемой НКР, поэтому не было военной целесообразности форсировать процесс установления физического контроля над городом. В сети появились видеокадры въезда, как утверждается в Ханкенди, азербайджанской полиции, ранее власти Азербайджана задействовали силы МЧС Азербайджана на тушении пожара (на топливном складе). То есть все поставленные цели Азербайджан выполнил. Если в регионе какие-то возможно оставшиеся группы поднимут военный мятеж, он будет молниеносно подавлен", - пояснил он.

Исазаде предположил, что российские военные сохранят присутствие в населенных пунктах, где остаются армянские жители, "чтобы они чувствовали себя в безопасности пока не наладится процесс реинтеграции в азербайджанское общество".

Заявление о прекращении существования Республики Нагорный Карабах формально означает и завершение расформирования военных сил, находившихся в ее распоряжении, хотя официально ни азербайджанская сторона, ни российские миротворцы еще не отчитались об окончании процесса, считает военный обозреватель, редактор агентства Turan Шахин Гаджиев.

"Официальная информация о количестве изъятого оружия также не стыкуется с теми данными, которая объявлялись азербайджанской стороной до антитеррористической операции. К примеру, назывались данные о наличии у армян 100 танков и другой  бронетехники, а среди уже изъятого оружия только около 20 единиц бронетехники. Допустим, столько же или пусть даже чуть более было уничтожено в ходе боев, значит, половина все еще остается", - сказал Гаджиев корреспонденту "Кавказского узла".

Он не исключает, что в отдаленных районах на севере Карабаха и в лесах близ Агдере (Мартакерта) отдельные войсковые части еще не расформированы и пока не сдали оружие. На этом направлении у них есть укрепрайоны с большими запасами оружия и продовольствия, поэтому нельзя целиком исключать, что какие-то подразделения попытаются оказать вооруженное сопротивление. 

"Однако после политического поражения такое вооруженное сопротивление будет абсолютно бессмысленным. Все это предположения, достоверной информации о ситуации там на месте нет: можно полагать, что  процесс сдачи оружия продолжается, поскольку Минобороны ежедневно обновляет информацию об изъятых вооружениях и технике. Завершение процесса должно быть оформлено подписанием протокола с участием российских миротворцев", - отметил Гаджиев.

По мнению главы НПО "Военные офицеры" Тельмана Абилова, "армянские вооруженные силы в Карабахе прекратили существование, как и сама НКР".

"Некоторые подразделения уже в ходе боев оставили позиции и ушли, другие покинули места постоянной дислокации, также оставив вооружения и технику, когда процедуры сдачи еще не было. Такие оставленные склады с оружием ежедневно показывает Минобороны Азербайджана. В некоторых местах оружие хранилось на складах гражданских объектов, фермах, предприятиях, некоторые подразделения сдали оружие российским миротворцам. В первые дни после завершения боевых действиях в армянских СМИ назывались некие командиры, которые не подчиняются приказу и собираются "продолжать борьбу", - но те же армянские медиа впоследствии показывали этих командиров уже в Горисе. Сейчас сдачу оставшегося оружия можно уже считать техническим процессом", - сказал Абилов корреспонденту "Кавказского узла".

Он уверен, что в течение некоторого переходного периода российские военные будут оставаться в регионе, однако азербайджанские структуры, по словам Абилова, уже активно взаимодействуют с местными жителями. "Азербайджанские специалисты уже разворачивают полевой госпиталь в Ходжалы, где армянские и азербайджанские врачи будут совместно работать. Сейчас армянские жители уезжают по Лачинской дороге, там многокилометровая пробка, и миротворцы присутствуют только на отдельных участках. Там, где их нет, азербайджанцы помогают армянам, когда им нужна помощь. Есть кадры, как азербайджанцы приносят канистру с бензином автомобилисту, у которого закончилось топливо, в другом случае, ребенку оказывается медицинская помощь, в третьем случае машину ремонтируют прямо на дороге. Так что в случае возвращения армянского населения Азербайджан гарантирует им все права и сосуществование азербайджанцев и армян очень быстро наладится. Возможно, необходимость в присутствии миротворцев отпадет. Но, думаю, что Баку не станет форсировать их вывод, учитывая определенные опасения гражданского населения", - сказал Абилов.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"