Исмаил Нальгиев поблагодарил активистов и правозащитников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Судья настоял, чтобы ингушские активисты начали выступать с последним словом в апелляционном процессе, хотя все они просили время на подготовку к выступлениям. Исмаил Нальгиев напомнил, что не признает себя виновным, поблагодарив всех правозащитников и активистов за поддержку на протяжении процесса.
Как писал "Кавказский узел", с 13 января суд в Ставропольском крае рассматривает апелляционные жалобы на приговор семи лидерам протеста в Магасе. 20 июля активисты Багаудин Хаутиев, Муса Мальсагов и Малсаг Ужахов заявили, что обвинение по их делу опровергается материалами дела, но суд часть этих данных проигнорировал, а часть умышленно исключил. Прокурор назвал приговор нижестоящей инстанции обоснованным, проигнорировав все вопросы подсудимых и их защитников.
Ингушские активисты были обвинены в создании экстремистского сообщества и участии в нем. В декабре 2021 года суд приговорил Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова к девяти годам колонии, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам, а Зарифу Саутиеву – к семи с половиной годам. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Главное о деле лидеров ингушского протеста". Материалы об этом процессе собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Ингушетия: дело лидеров протеста".
На заседании в Ставропольском краевом суде в Пятигорске 26 июля адвокаты, не присутствовавшие лично во время выступления прокурора, представили свои возражения к позиции обвинения, передал корреспондент "Кавказского узла".
Адвокат Калой Ахильгов, отметил, что прокурор в прениях "обошелся тем, что задекларировал" все то, что было у него изложено в возражениях на апелляционные жалобы подсудимых в прошлом году. "По большому счету, это должно было бы считаться неким признанием слабости своей позиции или неумением разъяснить свою позицию - после того, что здесь происходило на протяжении почти восьми месяцев. Часто так бывает, что прокурор отказывается от участия в репликах, а определенным образом ориентированный суд вообще не нуждается в репликах не только прокурора, но и защиты. И, к сожалению, наш случай не исключение", - сказал защитник.
Адвокат Зарифы Саутиевой Билан Дзугаев указал на недопустимую логику судьи первой инстанции, который оценивал экспертизы, касающиеся одного и того же момента, в совершенно разном ключе. В частности, лингвистическая экспертиза, которая была проведена стороной следствия в 2020 году и выводы которой подтверждают невиновность подсудимых, не была принята судьей в расчет - суд счел не относящимися к делу проанализированные экспертами высказывания, которые прозвучали уже после беспорядков на митинге. При этом лингвистическая экспертиза, на основании которой Саутиеву задержали, касалась тех же самых высказываний, и на нее судья ссылается как на одно из доказательств вины.
"В одном и том же приговоре, когда эксперт говорит, что да, там были побуждения, но к чему - не указывает, это для судьи доказательство вины. А когда эксперт анализирует эти же высказывания Саутиевой и приходит выводу, что в них нет побуждения к противоправным действиям, - и это, подчеркиваю, также экспертиза, проведенная по поручению следствия, - судья понимает, что есть противоречия в представленных доказательствах и что разрешить эти противоречия невозможно, делает необъективный и нелогичный вывод, что конкретно эти высказывания были сделаны позже и предметом судебного следствия не являются. Хотя в другой экспертизе они являлись", - сказал адвокат. Дзугаев добавил, что выступление прокурора не соответствует самой сути прений: обвинитель не представил ни одного опровергающего довода в ответ на многочисленные доводы защитников.
"Мы конкретно называли нормы, на основании которых считаем, что выводы суда первой инстанции носят незаконный характер. А в ответ что мы услышали? Пустословия", - отметил адвокат Джабраил Куриев, также подчеркнув, что это "назвать прениями сторон нельзя".
Куриев напомнил о приказе №465 Генпрокуратуры РФ от 25 декабря 2012 года, в котором говорится, что отказ от уголовного преследования невиновных в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения.
"Если в ходе судебного заседания выясняется, что имеются какие-то нарушения закона, что суд явно делал неправомерные, незаконные выводы, то прокурор, поддерживая государственное обвинение, обязан со ссылкой на конкретный закон привести довод - вот, защита привела такой-то довод, а вот, государственное обвинение, согласно такому-то пункту или разъяснению Верховного суда, или же норме УПК приводит в ответ какой-то опровергающий довод, обосновывающий законность решения суда. <...> Если же прокурор не в состоянии этого сделать, то такое поддержание государственного обвинения, я считаю, недопустимо", - сказал Куриев.
После того как все адвокаты высказались в репликах, судья предложил выступить с ответной репликой прокурору Тимуру Золотовскому. Тот ответил, что позиция гособвинения была высказана, и от реплики отказался.
Судья объявил об окончании судебных прений и настойчиво потребовал, чтобы подсудимые выступили с последним словом. Активисты возражали, что оставили конспекты своих выступлений в СИЗО: в суд не привезли удаленного до последнего слова Ахмеда Барахоева, поэтому остальные не ожидали последнего слова на этом заседании. "Мы сегодня не готовы выступать", - заявил Малсаг Ужахов.
Судья продолжил настаивать, чтобы подсудимые начали выступления с последним словом. Багаудин Хаутиев попросил у судьи время, чтобы подготовиться к выступлению до 27 июля. "Просто то, что я письменно подготовил, осталось в СИЗО, я даже не предполагал, что сегодня будет такая возможность", - сказал он. Судья отверг его аргумент, но с последним словом вызвался выступить Исмаил Нальгиев.
Нальгиев поблагодарил всех, кто поддерживал его и его соратников во время процесса, вспомнив также ингушских активистов, которые оказались в вынужденной эмиграции. "Пятый год идет это дело. Устали все - и наши защитники, и родственники, и сопереживающие. На протяжении всего этого времени мы чувствовали поддержку, она постоянно нам оказывалась - со стороны как нашего народа, так и всей общественности России и не только. Постоянные письма, материальная, моральная и всяческая помощь. Я хочу всех этих людей поблагодарить", - сказал Нальгиев.
Он также поблагодарил всех журналистов, которые освещали их процесс "с самого начала и по сегодняшний день". "Хочу сказать слова благодарности всем слушателям - нашим родным, друзьям, близким, которые навещают нас и продолжают навещать, всем, кто помогает нам - делом, словом, молитвами, и тем, кто хочет помогать, но у кого нет такой возможности. Все, что вы делаете, очень сильно облегчает нашу жизнь", - отметил подсудимый.
Также активист поблагодарил всех адвокатов и общественных защитников, перечислив их поименно и подробно отметив заслуги каждого из них. Нальгиев еще раз подчеркнул, что никаких законов они не нарушили, наоборот - "строго следовали Конституции". "Справедливо ли, когда человек, который борется за правду и говорит истину, оказывается в застенках и угнетен? Возможно, это и несправедливо, но все эти испытания - это, наоборот, "очищение и воздаяние от Всевышнего", - добавил он.
После выступления Нальгиева судья обратился к Зарифе Саутиевой. Она попросила возможности выступить на следующем заседании, судья вновь отверг аргумент о неготовности к выступлению. Барах Чемурзиев и Муса Мальсагов отказались выступать вовсе. "Я свою позицию изложил, мне добавить больше нечего", - сказал Чемурзиев, а Мальсагов отметил, что считает выступление с последним словом "бессмысленным".
На заседании 27 июля с последним словом должны выступить Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев, Багаудин Хаутиев и Зарифа Саутиева.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.