Аналитики в Баку и Ереване поспорили о ключевом вопросе мирного процесса

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Гарантии безопасности и соблюдения прав карабахских армян западные посредники видят одним из важнейших вопросов урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном, возможность ввести в регион международные силы непублично обсуждается на встречах, считают Андриас Гукасян и Наира Айрумян. В заявлениях Евросоюза и США по итогам встреч не упоминается Карабах, Баку проводит идею реинтеграции региона на своих условиях и пресекает попытки внешнего вмешательства, уверены Тогрул Джуварлы и Шахин Гаджиев. 

Как писал "Кавказский узел", на встрече в Кишиневе 1 июня премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев обсуждали вопросы делимитации границ, подписания мирного договора, безопасности и прав жителей Нагорного Карабаха, а также разблокировки коммуникаций в регионе. Шарль Мишель назвал эту встречу продуктивной. Пятисторонняя встреча с участием Мишеля, президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца состоялась на полях саммита Европейского политического сообщества.

Ереван и Баку договорились о взаимном признании территориальной целостности, сообщил Пашинян на саммите ЕАЭС в Москве 25 мая. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в ответ отметил, что у его страны нет территориальных претензий к Армении. Однако затем Пашинян и Алиев вступили в перепалку по поводу Зангезурского и Лачинского коридоров, а 28 мая президент Азербайджана пригрозил провести спецоперацию для восстановления законности в Нагорном Карабахе. Опрошенные "Кавказским узлом" аналитики в Баку и Ереване отметили, что угрозы Алиева отдаляют подписание мирного договора, а переговоры по этому вопросу зашли в тупик.

Состоявшаяся в Кишиневе встреча лидеров Армении и Азербайджана изначально не обещала прорывных решений, однако она продемонстрировала готовность и желание сторон идти по пути мирного урегулирования при посредничестве Евросоюза и Запада в целом, считает член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы.

Он отметил, что сразу после полемики на саммите ЕАЭС в Москве 25 мая Пашинян и Алиев встретились при участии Путина, но эта встреча "продолжалась всего 20 минут и завершилась без принятия какого-либо документа и даже заявления". Последовавшие за этим военный инцидент на границе, требование Алиева о роспуске действующих в Степанакерте структур власти и реакция Еревана поставили под вопрос запланированную встречу в Кишиневе, "однако стороны встретились и подтвердили готовность идти дальше".

"При посредничестве Шарля Мишеля лидеры Азербайджана и Армении встречались немногим более двух недель назад, и за этот период вряд ли стороны могли серьезно продвинуться к мирному договору. С другой стороны, эта встреча не специально организовывалась для переговоров между Азербайджаном и Арменией, а была приурочена к саммиту Европейского политического сообщества. Есть и определенный символизм – демонстрация расширения влияния Евросоюза и на пространство, которое традиционно считалось сферой жизненных интересов России. Присутствие на встрече Макрона и Щольца особо подчеркивает это", - сказал Джуварлы корреспонденту "Кавказского узла".

Аналитик полагает, что более предметно план мирного договора будет обсуждаться 21 июля в Брюсселе. "В Кишиневе же, судя по словам Мишеля, стороны констатировали приоритетные темы урегулирования - открытие коммуникаций, безопасность и права, делимитация границ", - пояснил он.

При этом Джуварлы отметил, что в опубликованном на сайте Европейского политического сообщества заявлении Шарля Мишеля об итогах встречи тема "безопасность и права" упомянута в общем и целом, а "Карабах" или "Нагорный Карабах" не упоминаются вовсе.

"На мой взгляд, все международные игроки, вовлеченные в урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном, уже приняли бесспорность принадлежности Карабаха Азербайджану. Россия, фактически не возражая против установки Азербайджаном пограничного пункта "Лачин", показала, что она, как посредник, не имеет в этом вопросе претензий к Азербайджану. Евросоюз еще в заявлении Мишеля по итогам встречи 14 мая приветствовал признание Арменией и Азербайджаном территориальной целостности друг друга в рамках границ двух республик на момент распада СССР, когда Нагорный Карабах был частью Азербайджанской ССР, а вопрос о правах и безопасности карабахских армян ЕС относит к вертикальному диалогу между Баку и Ханкенди (армянское название - Степанакерт, - прим. "Кавказского узла"). Представитель госдепа США (Мэттью) Миллер в заявлении от 31 мая приветствовал готовность Алиева предоставить амнистию карабахским армянам, занимающим должности в органах власти <непризнанной республики> в случае роспуска этих структур", - сказал Джуварлы.

Говоря о соперничестве между Россией и коллективным Западом в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, политолог отметил, что Запад стремится к окончательному разрешению проблемы, тогда как Москва стремится законсервировать конфликт, чтобы сохранить рычаги воздействия на Ереван и Баку, продлив пребывание в регионе своих миротворческих войск. Риски военной эскалации после кишиневской встречи Джуварлы считает умеренными, отмечая, что дипломатические позиции Баку сейчас достаточно сильны. "Даже Франция, традиционный союзник Армении, в последнее время демонстрирует подчеркнутый нейтралитет", - добавил он.

Кишиневская встреча обозначила готовность сторон идти к мирному договору по намеченному в Брюсселе процессу урегулирования, несмотря на сохраняющиеся противоречия по ключевым вопросам, полагает редактор агентства Turan Шахин Гаджиев.

"Самым главным из противоречий является требование Армении создать международный механизм обсуждения гарантий безопасности и прав армянам Карабаха, что отвергается Баку. Азербайджан считает вопрос реинтеграции карабахских армян своим суверенным правом и не приемлет какого-либо вмешательства", - сказал Гаджиев корреспонденту "Кавказского узла".

Участие в переговорах Эммануэля Макрона и Олафа Шольца он связывает с "новыми идеями для достижения мира", которые руководители Франции и Германии могли выдвинуть на основе уже согласованных позиций. Гаджиев полагает, что заинтересованность Армении в подписании мирного договора могла бы усилить экономическая помощь в виде финансовой поддержки процессов регионального сотрудничества.

Аналитик отметил, что Москва сохраняет вовлеченность в процесс: на 2 июня в Москве запланирована встреча вице-премьеров Азербайджана, Армении и РФ для обсуждения вопросов разблокировки транспортных коммуникаций. Речь пойдет, в том числе, о проекте транспортного коридора в Нахичевань, который в Азербайджане называют "Зангезурским коридором", указал Гаджиев. От результатов московской встречи, по его мнению, во многом будет зависеть вероятность военной эскалации: в условиях безрезультативности переговоров риск такого развития событий всегда возрастает.

Обеспечение безопасности карабахских армян является принципиальным для Запада условием заключения мира, поскольку применение силы противоречит международному праву, и заявления о спецоперации мировым сообществом не поощряются, заявил корреспонденту "Кавказского узла" политолог Андриас Гукасян.

"Требование о выводе российских войск и размещении международных миротворческих сил в Арцахе (самоназвание Нагорного Карабаха, – прим. "Кавказского узла") – военная гарантия безопасности. Могут быть предоставлены и политические гарантии, если Россия применит экономическое давление против Армении и Азербайджана. Несмотря на агрессивную риторику азербайджанского президента, Запад продолжает политику по урегулированию конфликта, как он это себе представляет. Запад ставит перед сторонами жесткие условия, в частности, это требование вывода пограничных войск из Армении, вывод войск из Арцаха", – сказал он.

Политолог отметил, что Армения и Азербайджан не могут отказаться от переговоров под эгидой Евросоюза и при поддержке США, однако пока в состоянии сопротивляться условиям Запада и "тянуть время в надежде на фундаментальные геополитические изменения". Вместе с тем сторонам становится все сложнее соблюдать геополитический баланс, считает Гукасян.

"С одной стороны, Армения и Азербайджан ведут переговоры с лидерами ведущих держав – Францией, Германией и США, а с другой стороны, оглядываются на Москву и Анкару, учитывают интересы иных региональных акторов, в частности, Ирана", – пояснил политолог.

Встречи в западных столицах вызывают ревность у России, которая пытается защищать свои интересы в регионе как может, добавил он. Армения, по словам Гукасяна, могла бы заручиться поддержкой Запада, однако для этого необходимы решительные изменения: в частности, выход из ОДКБ и диверсификация системы безопасности в сотрудничестве с Евросоюзом. "Но для такого шага в Армении нет ни интеллектуальных, ни моральных, ни политических ресурсов", - заключил он.

Гарантии безопасности для карабахских армян - один из ключевых вопросов в переговорах, западное сообщество настаивает на обеспечении прав жителей Нагорного Карабаха и оказывает давление на азербайджанского президента, считает политобозреватель Наира Айрумян.

"Заявление Алиева о готовности провести спецоперацию связаны с попыткой повысить ставки, чтобы было с чего отступать. Условия, которые выдвигает Алиев для достижения соглашения, неприемлемы для Запада, а сам Алиев не готов отказаться от максималистских требований – полного поражения Армении", – заявила она "Кавказскому узлу".

Правящая элита Армении, по ее мнению, готова на любые уступки. "Пашинян готов отдать все, а Алиев – взять, но у них не получается "оформить договор", следовательно, для этого есть препятствия. Есть "красная линия", которая не зафиксирована в документах, но с которой должны согласовываться условия будущего порядка в регионе. И чтобы этот порядок был установлен, Алиеву необходимо отступить от своих максималистских позиций", – пояснила Айрумян.

Запад готов на ввод в Нагорных Карабах международных сил, поскольку стремится не допустить восстановления бывшей Советской империи в каком-либо виде, полагает политобозреватель. "Для этого ключевым является, если не вывод российского контингента из Арцаха, то параллельный ввод международных сил, что вполне реализуемо технически и может быть согласовано с российской стороной. Россия потеряла монополию урегулирования конфликтов на Южном Кавказе, из рычагов воздействия остаются ее военное присутствие в Армении и военный контингент в Арцахе. И логика развития событий сводится к тому, что если военное присутствие и не будет минимизировано, то появится альтернатива, в частности, военное присутствие Франции или ООН", – отметила Айрумян.

Она предположила, что вопрос военного присутствия обговаривается на встречах в западных столицах, и именно поэтому, на ее взгляд, после каждой такой встречи Пашинян и Алиев встречаются в Москве.

"Россия вызывает обоих на ковер и прочерчивает линии, которых Армения и Азербайджан должны придерживаться в формате западного урегулирования, угрожая эскалацией, если какая-то из сторон их перейдет. Россия ревностно относится к встречам в западных столицах. Это особо очевидно в контексте глобальных процессов, где конкуренция между Россией и Западом играет ключевую роль", – заключила Наира Айрумян.

Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"