Выводы экспертизы обнадежили коллег Гаджиева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Экспертиза подчеркнула необоснованность обвинений дагестанского журналиста Абдулмумина Гаджиева, что может сказаться на решении суда, предположил дагестанский журналист Идрис Юсупов. Претензии властей к газете "Черновик" не связаны с делом Гаджиева, подчеркнул учредитель издания Магди Камалов.
Как писал "Кавказский узел", коллеги арестованного редактора "Черновика" Абдулмумина Гаджиева считают его уголовное дело политическим преследованием и регулярно проводят одиночные пикеты в его поддержку в центре Махачкалы - рядом с комплексом зданий МВД и УФСБ по Дагестану. В частности, сегодня такие пикеты провели заместитель главреда "Черновика" Магомед Магомедов и журналист "Нового дела" Идрис Юсупов. Еженедельные пикеты находят отклик у прохожих и вызывают интерес у гостей города, рассказали они.
Абдулмумин Гаджиев, а также глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев с июня 2019 года находятся под стражей по обвинению в финансировании терроризма. Следователи считают, что они собрали для террористов 68 миллионов рублей и 200 тысяч долларов под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. Следствие связывает подсудимых с дагестанским проповедником и основателем исламского фонда "Мухаджирун" Исраилом Ахмеднабиевым, известным как Абу Умар Саситлинский, который был объявлен в розыск по делу о терроризме. Подсудимые не признают вину. 18 мая было объявлено о завершении судебного следствия. Третья экспертиза, на которой настаивало обвинение, не обнаружила в публикациях Гаджиева призывов к противозаконным действиям. Подробности дела собраны в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева".
Одиночные акции журналистов продолжались с 13.00 до 14.00 мск и вызвали интерес как среди прохожих, так и среди водителей. Прохожие задавали пикетчикам вопросы, а водители автомобилей поддержали акции длинными гудками и жестами одобрения, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на месте акций.
Обе одиночные акции прошли без происшествий. В конце каждой из одиночных акций участковый сотрудник полиции взял у каждого пикетчика письменные объяснения о причинах проведения одиночных пикетов, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
Реакция и прохожих, и водителей на обе одиночные акции была "традиционно на высоком уровне", отметил журналист Идрис Юсупов. По его словам, прохожие задавали вопросы о политических заключенных и интересовались самим понятием "политические заключенные", рассказал Юсупов. "Приходится им объяснять, в чем заключается признание политическим заключенным. Это фактически преследование людей по политическим мотивам, фабрикация в отношении них уголовных дел. Я привожу в пример и дело Абдулмумина Гаджиева, и дело Эдуарда Атаева. Есть, конечно, еще много других дел и в Дагестане, и в России", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Бывший координатор штаба Навального* в Махачкале Эдуард Атаев был арестован по делу о хранении взрывного устройства. Атаев утверждает, что гранату ему подбросили, и связывает преследование со своей гражданской и политической позицией и противодействием коррупционным схемам. В сентябре 2022 года Верховный суд Дагестана отменил постановление Хасавюртовского райсуда о продлении ареста Атаева. В материалах дела Атаева есть признаки фальсификации, заявила защита.
По мнению Юсупова, можно выразить благодарность тем экспертам, которые провели последнюю экспертизу статей Гаджиева и не "побоялись", изучив статьи Гаджиева, "опровергнуть все доводы обвинения о призывах Абдулмумина Гаджиева к идеологии террористических и экстремистских организаций". "Попытка притянуть за уши эти обвинения рассыпалась на глазах аудитории, которая следит за ходом этого уголовного дела, на глазах у всего общества, у прокурора и судьи", - отметил Юсупов.
Журналист напомнил, что это уже третья экспертиза, подтвердившая, что ничего противозаконного в статьях Гаджиева, опубликованных в "Черновике", нет. Согласно выводам последней экспертизы, в статьях Гаджиева не только отсутствуют призывы к экстремизму и терроризму, но наоборот присутствуют призывы к духовному росту и духовному и светскому просвещению, добавил Юсупов.
Он уверен, что мнение экспертов должно повлиять на конечный приговор суда. Друзья и коллеги Гаджиева с самого начала его уголовного преследования были уверены в невиновности журналиста, заявил Юсупов. "Наша позиция – позиция друзей и коллег Гаджиева – такая же, что и по другим статьям (обвинения, – прим. "Кавказского узла"). [Мы убеждены, что] там тоже нет каких-либо доказательств", – отметил он.
Все, кто знает Абдулмумина Гаджиева, ждут оправдательного приговора в отношении него. Однако часть знакомых, друзей и коллег Гаджиева пессимистично оценивают грядущий судебный приговор, рассказал журналист. "Есть те, кто пессимистично смотрят на реалии сегодняшнего дня и думают, что даже при отсутствии доказательств виновности Абдулмумина может быть вынесен какой-то обвинительный приговор. Единственное, они надеются хотя бы на минимальный срок. Но я все-таки надеюсь на полное оправдание и в отношении Абдулмумина Гаджиева, и в отношении Кемала Тамбиева, и Абубакара Ризванова", – отметил Юсупов.
Если Гаджиева оправдают, то часть претензий в отношении газеты может быть снята, но сама ситуация с претензиями к "Черновику" "лежит, в том числе в политической плоскости", и какая-то часть претензий к газете сохранится, считает Юсупов. По его мнению, большая часть претензий к изданию заключается в критическом взгляде "Черновика" на происходящее в республике. О том, что к "Черновику" остается еще много претензий со стороны властных структур, говорит и то, что выход печатной версии издания прекращен из-за сильного давления на издательства и рекламодателей, отметил Юсупов.
На большое активную реакцию со стороны автомобилистов обратил внимание и журналист Магомед Магомедов. При этом реакция со стороны прохожих на одиночные пикеты была менееактивная, чем во время предыдущих подобных акций, отметил Магомедов. Сами пикеты прошли в обычном режиме. Также реакция со стороны полицейских ограничилась "стандартными письменными объяснениями", добавил журналист.
Комментируя результаты последней экспертизы Магомедов заявил, что был уверен в подобных выводах экспертов. "Я был уверен, что ничего противозаконного в публикациях Абдулмумина не найдут. И найти это невозможно", - отметил он.
По его словам, это третья по счёту экспертиза, и она "как бы воодушевляет", но, тем не менее, "нельзя забывать, что судьи выносят решения на основе совокупности доказательств". "Поэтому судья Сапрунов будет "взвешивать", что существеннее: показания секретных свидетелей или результаты экспертизы", - подчеркнул Магомедов.
Осенью 2022 года редакция "Черновика" сообщила о давлении на типографии, распространителей и рекламодателей со стороны властей. В результате редакция приняла решение приостановить выпуск бумажной версии издания, говорится в справке "Кавказского узла" "Черновик": угрозы, уголовные дела, убийство главреда".
Претензии властей к газете не связаны с делом Гаджиева, рассказал корреспонденту "Кавказского узла", учредитель "Черновика" Магди Камалов. "Суть претензий к газете, из-за которых Сергей Меликов решил создать нам невыносимые условия для дальнейшего существования издания, никак не связана с ситуацией беспредельного, противозаконного задержания и судилища над Абдулмумином Гаджиевым", - подчеркнул он.
"Черновик" все 19 лет существования писал о том, что законы Российской Федерации необходимо соблюдать всем. Воры и казнокрады должны сидеть в тюрьме. Правоохранительная система не имеет права переламывать закон через колено и фальсифицировать уголовные дела в свою пользу. Писали о том, что МВД и ФСБ региона не имеют права телефонными звонками указывать судьям, какой срок назначать. Главы администраций не должны брать взятки у нижестоящих и давать взятки вышестоящим. Это все приводит в итоге к махровой коррупции и кумовству и вовлекает в эту структуру все больше и больше граждан. Возникает система, которая мешает исполнению российских законов. Создают её те, кто должен стоять первым на защите законодательства и Конституции России. Им всем "Черновик" своими публикациями мешал много лет. Меликов оказался ещё более подвержен слухам и домыслам нежели Рамазан Абдулатипов. А Абдулмумин Гаджиев невиновен, и это редакция знала в первый же день его незаконного задержания", - рассказал он.
В рамках следующего заседания по уголовному делу Гаджиева должны состояться судебные прения, сообщил адвокат Гаджиева Арсен Шабанов. Он назвал маловероятным, что обвинение представит в суде ходатайство о проведении ещё одной - четвертой по счету экспертизы. Результаты третьей экспертизы Шабанов оценивает "крайне позитивно", сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* штабы Алексея Навального признаны в России экстремистскими организациями и внесены в список запрещенных. Алексей Навальный – организатор ФБК, организации, которая включена в реестр иностранных агентов.
** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.