Азербайджан: транзит контрабандных наркотиков растет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Наркоторговцы пользуются пробелами международного законодательства для беспрепятственной доставки героина через Азербайджан в Россию и Европу.
Азербайджан стал одним из основных центров транзита афганского героина, переправляемого наркодельцами для реализации в России и Западной Европе, и с каждым годом проблема эта усугубляется.
Не далее как несколько дней назад была задержана группа контрабандистов при попытке провезти через границу около 30 кг опия. По заявлению начальника Северо-Кавказского регионального управления ФПС России генерал-лейтенанта Валерия Путова, так называемая "уличная стоимость" изъятого груза оценивается в сумму до 600 тысяч долларов.
Прибывший на открытие на российско-азербайджанской границе нового крупнейшего автомобильного пропускного комплекса "Яраг-Казмаляр" Путов сообщил журналистам, что изъятый пограничниками опий афганского происхождения попал в Азербайджан через Иран. Груз направлялся в Германию. Правоохранительные органы Германии проинформированы об этом и уже разрабатывают методы ликвидации, как выясняется, хорошо налаженного маршрута.
Задействование нового автомобильного пункта на азербайджано-российской границе с этой точки зрения видится как большой шаг вперед в борьбе с контрабандой наркотиков. Пропускная мощность комплекса "Яраг-Казмаляр" составляет 500 автомашин и тысяча пассажиров в сутки. По заявлению официальных лиц, комплекс оборудован самыми современными средствами таможенного контроля, в том числе за радиоактивными материалами.
Однако, как сказал IWPR пожелавший остаться неизвестным сотрудник Управления по борьбе с наркоманией и наркобизнесом МВД, контрабандисты часто и успешно пользуются пробелами в законодательстве, позволяющими им транспортировать крупные партии наркотиков в большегрузных автомобилях.
По его словам, за сутки азербайджано-иранскую границу пересекает в среднем до 300 грузовиков с опечатанными кузовами. Согласно международной конвенции по грузоперевозкам, к которой присоединился Азербайджан, вскрывать для досмотра кузовы автомобилей запрещено. Обыск можно произвести, только обладая точной информацией о наличии в автомобиле незадекларированного, следовательно, незаконного груза. В противном случае это станет слишком дорогим удовольствием, так как придется выплатить полную стоимость груза, который находился в этот момент в автомобиле.
Нет никаких сомнений в том, что изъятые наркотики всего лишь видимая часть айсберга, и несравненно большие объемы проходят через Азербайджан незамеченными.
Противостоять натиску наркоторговцев пограничникам чрезвычайно сложно. Практически прозрачные государственные границы Азербайджана с Ираном и Россией, облегченный визовый режим, слабое техническое оснащение контрольно-пропускных пунктов, мощные местные наркоструктуры - это далеко не полный перечень сопутствующих фактов.
По словам бывшего сотрудника Управления по борьбе с наркобизнесом Алима Мадатова, который сегодня возглавляет неправительственное объединение адвокатов "Общество и право", проблема транзита через Азербайджан наркотиков появилась сразу же после распада СССР и последовавшего вслед за этим балканского кризиса. "Боевые действия в Югославии вынудили заправил наркобизнеса искать другие маршруты, и несомненный интерес для них представляет Азербайджан с его выгодным геополитическим расположением", - сказал он.
Однако, отметил он, "хотя понятно, что с этим необходимо бороться, все же нельзя бросать на алтарь этой самой борьбы развитие внешнеэкономических связей Азербайджана со странами СНГ, а транспортные артерии в этом имеют важнейшее, если не сказать ключевое значение".
Как считает сотрудник Управления борьбы с наркобизнесом лейтенант полиции Тамерлан Вагабов, в Азербайджане в последние годы проявляется динамика борьбы с наркобизнесом, и этому во многом способствовало создание национальной программы борьбы с распространением наркомании, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
"Интегрирование Азербайджана в систему международно-правовой борьбы с наркоманией весьма закономерно - географическое расположение государства, находящегося на стыке Азии и Европы, требует пристального внимания к возможности транзита наркотиков", - говорит он.
Однако борьбу против контрабанды часто осложняют коррумпированность и безволие представителей местных официальных структур.
В частности, в Ленкорань, расположенную у самой границы с Ираном, регулярно съезжаются как мелкие торговцы со всего Азербайджана, так и могущественные наркобароны.
Нельзя сказать, что полиция остается здесь в роли наблюдателя, но, как правило, в ее сети попадаются только заезжие покупатели. Продавцы фигурируют в уголовных делах чаще всего "как неустановленные следствием граждане Ирана".
Летом прошлого года в Азербайджан приехала съемочная группа российского государственного телеканала, которая делала репортаж о ленкоранских наркобаронах. Руководитель группы Александр Воинов был поражен роскошью местных особняков.
"Местные жители говорили нам, что эти хоромы принадлежат крупным торговцам наркотиками", - сказал Воинов IWPR. "Но привлечь к ответственности этих воротил невозможно. Слишком сильное влияние и большие деньги страхуют их от тюремной решетки".
Опубликовано 3 июня 2003 года