Дело Гаджиева и давление на "Черновик" легли в русло преследования независимых медиа в Дагестане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Дагестана применяют против независимых медиа все меры давления, от персонального уголовного преследования до административно-экономического удушения редакций, а интерес общественности к этим проблемам снижается из-за усугубления материальных и бытовых проблем людей, считают опрошенные "Кавказским узлом" журналисты.
Как писал "Кавказский узел", коллеги редактора газеты "Черновик" Абдулмумина Гаджиева считают его уголовное дело политическим преследованием и регулярно проводят в центре Махачкалы акции в его поддержку. 12 декабря акцию провели учредитель "Черновика" Магди Камалов и журналист Идрис Юсупов.
Абдулмумин Гаджиев вместе с Кемалом Тамбиевым и главой благотворительного фонда "Ансар" Абубакаром Ризвановым обвинены в финансировании терроризма. Следствие связывает их дагестанским проповедником и основателем исламского фонда "Мухаджирун" Исраилом Ахмеднабиевым (Абу Умар Саситлинский), который объявлен в розыск по делу о терроризме. Подсудимые не признали вину. Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону 8 декабря закончил допрашивать подсудимых и приобщил к делу показания Саситлинского, который опроверг версию обвинения.
Еженедельные пикеты коллег Гаджиева в Махачкале привлекают все меньше внимания прохожих, и связано это не только с ненастной погодой во время последних акций, считает учредитель "Черновика" Магди Камалов. Общий спад интереса к уголовному преследованию журналиста он связывает с тем, что среднестатистический житель Дагестана на фоне заметного повышения цен продуктовой корзины все больше вынужден думать о собственных материальных и бытовых трудностях.
"Сейчас у многих людей на передний план выходят свои проблемы", - сказал учредитель "Черновика" корреспонденту "Кавказского узла". Камалов отметил, что проблему с выходом печатной версии газеты редакции пока не удалось разрешить. Он напомнил, что журналисты издания "являются лауреатами премии правительства России за вклад в борьбу с коррупцией"; именно борьба с коррупцией, по его мнению, послужила источником проблем для издания.
"Нас государственный орган, - агентство по печати, - просто перестал в киосках распространять, также стали пугать типографии. Если мы не можем реализовывать газету, мне нечем платить журналистам зарплату, платить налоги. Нам пришлось временно остановиться (остановить выпуск печатной версии газеты, - прим. "Кавказского узла")", - пояснил Камалов. Он уверен, что давление на типографии продолжится, и в ближайшее время возможности выпускать печатную версию у "Черновика" не будет.
Требование "Свободу журналистике", с которым проводил последний пикет журналист Идрис Юсупов, стал, по его словам, еще актуальнее в свете политического, административного и экономического давления на "Черновик". "Этот лозунг касается и состояния журналистики в целом, и ситуаций с отдельными журналистами. Когда со ссылкой на какие-то административные или экономические причины, которые лежат вне рамок законного объяснения, отказываются печатать газету, я считаю, что это пример экономического давления. Это может быть и преследование конкретных журналистов, дело Абдулмумина Гаджиева в том числе", - сказал Юсупов корреспонденту "Кавказского узла".
Защита Гаджиева добивается его полного оправдания
Приобщение показаний Исраила Ахмеднабиева к уголовному делу адвокат Абдулмумина Гаджиева называет положительным фактом. Защита намерена добиваться не смягчения наказания для подсудимых, а их полного оправдания, подчеркнул он.
"Уверены в невиновности наших подзащитных и надеемся на их оправдание", - сказал защитник корреспонденту "Кавказского узла", отметив, что все подсудимые закончили давать показания, однако у защиты остались некоторые доказательства, которые еще не приобщены к делу. Также защита ожидает экспертизы статей Гаджиева.
Подсудимый Абубакар Ризванов, который на заседании 8 декабря уточнил свои досудебные показания, не поменял свою версию по существу, считает правозащитник, сопредседатель совета Центра защиты прав человека "Мемориал" Олег Орлов.
"Он лишь внес пару поправок в первый из четырех протоколов допросов. Практически все, что он рассказал на допросе в суде, соответствовало тем показаниям, которые он давал на следствии. Дело в том, что при допросе Ризванова на следствии ему задавали вопросы о событиях семилетней давности. Учитывая состояние стресса, Ризванов вполне мог где-то ошибиться. Либо, как это часто происходит, следователь мог записать показания в протокол несколько иначе, чем говорил допрашиваемый, а тот, невнимательно прочитав, подписал", - сказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".
Согласно версии следствия, Ризванов принимал активное участие в деятельности фонда "Ансар" и занимался обналичиванием денег, поступающих на счета фондов. Защита утверждает, что участие Ризванова в фонде было формальным, и уточнения, сделанные Ризвановым на последнем заседании, подкрепляют линию защиты, пояснил Орлов.
Вместе с тем он отметил, что суд по своему внутреннему убеждению принимает во внимание те доказательства, которые считает подтвержденными, а учитывая общий обвинительный уклон российских судов, особенно по делам террористической направленности, суд склонен принимать во внимание те показания, которые соотносятся с предъявленным обвинением.
Следующее заседание по делу Гаджиева, Тамбиева и Ризванова назначено на 10 января.
Подробности дела Гаджиева можно узнать из материала "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". О многолетнем давлении на газету "Черновик", которая издается с 2003 года, рассказывается в справке "Кавказского узла" "Черновик": угрозы, уголовные дела, убийство главреда".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.