Юрист из Ингушетии назвал особенности мобилизации на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Религиозный фактор стал отличительной чертой мобилизации на Северном Кавказе. Участие духовенства в рекрутинге и практика давления на родственников фактически исключили для жителей Чечни опцию альтернативной службы, тогда как в Ингушетии она возможна на фоне другой позиции религиозных деятелей по вопросам военной операции, рассказал юрист, сотрудничающий с Центром защиты прав человека "Мемориал".
"Кавказский узел" писал, что 15 ноября Рамзан Кадыров обратился к чеченским суфиям с призывом формировать собственные воинские подразделения по принципу принадлежности к определенным религиозным братствам. В июле стало известно о привлечении имамов к набору в силовые структуры Чечни. В YouTube было опубликовано аудиосообщение, где имам мечети в Гудермесе подробно рассказал, как трудоустроиться в местную полицию, испытывающую нехватку сотрудников из-за спецоперации на Украине.
28 февраля муфтий Чечни Салах Межиев объявил, что чеченские бойцы, уехавшие на Украину, "пошли на джихад" и воюют ради Аллаха. 29 марта Рамзан Кадыров призвал чеченских силовиков быть готовыми "умирать на пути джихада", а 25 октября добавил, что мусульмане "нужны государству и президенту" и не должны искать отговорки от участия в боевых действиях, которые являются "джихадом против сатанинской демократии". 20 ноября богослов из Чечни Магомед Хийтанаев призвал христиан и мусульман совместно бороться "против сатаны" на Украине без страха перед смертью.
В Чечне религиозные деятели активно продвигают нарратив о богоугодном участии в военной операции на Украине, в связи с чем жителям региона практически невозможно добиться альтернативной гражданской службы (АГС) по религиозным убеждениям, рассказал проживающий и работающий в Ингушетии юрист Муса Т., сотрудничающий с Центром защиты прав человека "Мемориал".
"Особенность Чечни заключается в том, что там религиозные деятели говорят: для мусульман СВО на Украине — это священная война. Они настаивают, что поехать на Украину — это священный долг каждого мусульманина. Там невозможно отказаться от участия в [военной операции] по религиозным соображениям. Это напрямую связано с тем, что религиозные деятели в Чечне на сто процентов зависимы от местных властей. У них просто не может быть другого мнения, это знают и заявители, и все остальные", — говорится в материале "Особенности мобилизации на Северном Кавказе. Интервью с юристом", опубликованном сегодня в Telegram-канале "Полный ПЦ 2.0", который ведет Центр защиты прав человека "Мемориал".
При этом в Ингушетии, со слов юриста, люди вполне готовы писать заявления на прохождение альтернативной гражданской службы и делают это. "В Ингушетии совсем другая ситуация. Здесь у религиозных деятелей нет определенного мнения. Поэтому люди готовы писать заявления на АГС, они берут у меня образцы, я помогаю с заполнением. Но они подают эти заявления только в крайнем случае — если другие методы больше не помогают", - рассказал он.
Мобилизация на Северном Кавказе, как объяснил юрист, отличается от других регионов России прежде всего активным участием религиозных деятелей в призывах участвовать в военной операции. "Использование религиозных деятелей — и есть главная отличительная черта мобилизации на Северном Кавказе. Попытка перейти на АГС считается позором, причем нередко даже в глазах родственников. Также большинство заявителей с Северного Кавказа не хотят разглашать свои имена и фамилии по понятным причинам. Особенно это касается жителей Чечни — там вообще никто не хочет. А в Ингушетии просто боятся, что в будущем к ним и их родственникам могут применить какие-то меры, поэтому тоже часто просят не разглашать данные", — сказал юрист.
Хотя Конституция гарантирует гражданам России право на АГС по убеждениям, на Северном Кавказе людей убеждают, что "это не может быть основанием для альтернативной службы", подчеркнул юрист. "Командиры давят на то, что до [военной операции] религиозные убеждения не мешали мужчинам подписывать контракт [о военной службе] и получать зарплаты", - добавил юрист.
"Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой", - гласит пункт 3 статьи 59 Конституции России.
Юрист также рассказал, что у него есть несколько заявителей, которые готовы даже сесть в тюрьму, лишь бы не ехать на Украину для участия в военной операции, так как не могут этого сделать по религиозным убеждениям.
Чтобы не быть мобилизованными, некоторые мужчины уезжают жить в другие регионы России и меняют прописку, а для подтверждения болезней, дающих основание для отсрочки от мобилизации, иногда им приходится вызывать скорую помощь и госпитализироваться ради обследований, так как поликлиники по месту жительства отказываются подтверждать серьезные проблемы со здоровьем, рассказал об известных ему случаях юрист из Ингушетии.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.