Включение "кадыровского" полка в список террористических организаций привлекло внимание аналитиков
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заявление о включении в список террористических организаций "кадыровского" полка "Север" показывает ужесточение позиции властей Евросоюза по отношению к чеченским силовикам и их действиям, попадание в этот список может иметь как непосредственные последствия в виде запрета на въезд в Европу и арест активов, так и отдаленные в виде судебного преследования, предупредили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", 28 ноября стало известно, что депутаты Европарламента призвали Евросоюз включить в список террористических организаций чеченский 141-й полк "Север", участвовавший в боевых действиях на Украине.
О том, что бойцы 141-го полка имени Ахмата Кадырова "ведут ожесточённую борьбу" на Украине, глава Чечни Рамзан Кадыров ранее сообщал в своем Telegram-канале, в частности, 12 марта, 22 и 30 марта.
После начала спецоперации на Украине власти Чечни объявили о создании ряда новых структур. Так, 26 июня Кадыров сообщил, что в Чечне будут сформированы четыре батальона Минобороны: "Север-Ахмат", "Юг-Ахмат", "Запад-Ахмат" и "Восток-Ахмат", в состав которых войдут "исключительно чеченские ребята". До этого в Чечне дислоцировались батальон "Юг" (воинское формирование в составе 46-й отдельной бригады оперативного назначения Росгвардии) и 141-й специальный моторизованный полк имени Ахмата Кадырова, сформированный на базе 248-го специального моторизованного батальона "Север".
Призыв депутатов Европарламента включить в список террористических организаций 141-й полк "Север" носит декларативный характер, но государственные институты стран ЕС, а также европейские институты, будут учитывать его при принятии решений, отметила юрист Центра защиты прав человека "Мемориал"* Татьяна Черникова.
Заявление Европарламента можно считать как ужесточением позиции властей Евросоюза, так и реакцией на сообщения о действиях военных из Чечни, считает она. "И для Международного уголовного суда, и для ЕС имеет значение весь комплекс доказательств по изучаемым вопросам. Позиции авторитетных органов вместе с приведёнными в них аргументами учитываются при принятии решений обеими органами", – сказала юрист корреспонденту "Кавказского узла".
Также Черникова усомнилась, что власти стран ЕС могут лишать статуса беженцев родственников тех, кто включен в список террористов. "Такой сценарий возможен, но не является обязательным. В принципе, согласно европейским законам, каждый такой случай рассматривается отдельно с изучением того, насколько деятельность родственника связана с деятельностью лица, внесенного в список", – объяснила Черникова.
Список террористических организаций существует в Евросоюзе с 2008 года, напомнил специалист по геополитике Андре Филлер. "Список сам не фатальный. В него можно войти, но можно и выйти. Представители той или иной организации могут обратиться в Европейский трибунал с прошением, чтобы их исключили из списка", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Впоследствии тем, кто состоит в этом списке, могут грозить различные юридические последствия, добавил Филлер.
"Это в случае если, например, судебная инстанция какой-нибудь страны ЕС обратится в Европейский трибунал с иском за совершение террористических действий. Но эта ситуация гипотетическая. Неизвестно, произойдет ли так. А если произойдёт, то получит ли юридические последствия. Пример такого обращения - это когда испанский судья Балтасар Гарсон, который учинил иск Пиночету в испанском суде, а потом перенёс его на европейский уровень. Но никаких по-настоящему юридических последствий это дело не получило. Оно осталось декларативным, символическим", – рассказал Филлер.
Испанский судья Бальтасар Гарсон добился ареста бывшего президента Чили Аугусто Пиночета в Лондоне. Судья также добивался его экстрадиции в Испанию. В итоге сам предстал перед Верховным судом Испании по обвинению в злоупотреблении служебными полномочиями, сообщил 6 февраля 2012 года "Коммерсант".
Включение в список террористов подразумевает ряд санкций против бойцов и командиров подразделений, отметил аналитик. "Санкции против командования и рядовых бойцов. А в случае с ЧВК "Вагнер" также против финансистов и организаторов частной военной компании. Что касается 141-го полка, то хотя его и считают "кадыровским", санкции не будут распространяться выше командующего этим подразделением. Потому что формально Кадыров не является командиром этого полка", – отметил Филлер.
Члены семей участников этих подразделений не попадают под санкции, подчеркнул аналитик. "Это принцип европейской юрисдикции. Здесь нет распространения ответственности на родственников. Речь идёт о личной ответственности только тех, кто с оружием в руках участвует в этих подразделениях. Любые их родственники, близкие и так далее террористами не признаются", – сказал Филлер.
Также санкции против тех, кто признается террористом, по его словам, ограничены. "Конкретных мер только две. Первая – запрет этим людям на въезд на территорию Евросоюза. Вторая – это арест любых финансовых активов. То есть они не смогут иметь какие-либо сбережения, вложения, инвестиции, дивиденды на территории ЕС. В идеале ЕС может сотрудничать с Интерполом, чтобы привлечь этих людей к ответственности. Но вряд ли это по-настоящему произойдет. Многое зависит от исхода военных действий", – считает Филлер.
Он предположил, что в список могут быть включены и другие подразделения. "А почему именно эти два подразделения первыми? Во-первых, их легче идентифицировать, они более локализованы и очерчены. А во-вторых, есть мнение об их некоторой автономности в российской армии. "Вагнер" – по юридическому статусу. "Кадыровцы" – фактически", – пояснил Филлер.
Однако мнение о том, что эти подразделения имеют гораздо большую автономность, преувеличено, подчеркнул аналитик. "На Западе есть страх перед возможными деструктивными процессами в России, если РФ будет проигрывать (в СВО), и возникновением неконтролируемых, локальных акторов, таких как Пригожин и Кадыров, которым приписывают, может быть, излишнюю автономность. Это беспокоит и Европу, и США. Поэтому предпринята попытка обезвредить именно эти формирования, обладающие разрушительной силой", – сказал Филлер.
По его мнению, во включении 141-го полка в список террористов есть заслуга и евроичкерийцев. "Оппозиционеры из чеченской диаспоры политически активны и лоббируют в своих интересах", – сказал Филлер.
Напомним, что ранее опрошенные "Кавказским узлом" юристы сочли заявление Европарламента о внесении чеченского 141-го полка "Север" в список террористических организаций декларативным. Это заявление не имеет практической силы, заявили они.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* Правозащитный центр "Мемориал" был внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и ликвидирован по решению суда. Правозащитники создали организацию без образования юридического лица - Центр защиты прав человека "Мемориал".
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.