Грузинский магнат создал медиа-империю
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузинский магнат Бадри Патаркацишвили, филантропическая деятельность которого не мешает критикам довольно часто обвинять его в "экспансии", открыл новую телекомпанию под названием "Имеди", или "Надежда".
"Грузии сегодня надежда необходима как воздух", - сказал он, выступая на церемонии открытия телеканала. "Я верю, что наш медиа-холдинг с его новыми радио- и телестудиями сможет вернуть грузинскому народу его надежду. Вот почему я вкладываю в это столько денег".
С выходом в эфир новой телекомпании в Грузии завершился процесс формирования первого в истории страны медиа-холдинга под названием "И-Медиа", включившего теле- и радиокомпании, ежедневную газету, журнал, а также агентство по шоу-бизнесу.
Бурное обсуждение события общественностью и грузинскими СМИ в целом связано, однако, не с самим прецедентом, а с фигурой владельца холдинга - известного бизнесмена Патаркацишвили.
Прожив долгое время в России, Патаркацишвили вернулся в Грузию в 2000 году. Он - один из горстки людей, которые по праву могут называться близкими друзьями российского олигарха Бориса Березовского. В октябре 2002 российские правоохранительные органы выдвинули против двух бизнесменов обвинения в связи с расследованием аферы на принадлежавшем Березовскому машиностроительном заводе ЛогоВАЗ. Здесь в середине девяностых Патаркацишвили являлся заместителем Березовского.
В декабре прошлого года прокуратура страны отказалась выдать Патаркацишвили России. Руководитель службы прокуратуры по связям с общественностью тогда заявила: "Грузия не экстрадирует своих граждан".
Патаркацишвили пользуется покровительством самого президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, который в свое время заступился за него перед российскими властями, обвинявшими его в мошенничестве. "Бадри Патаркацишвили - гражданин Грузии, который может принести много пользы своей стране, а также России", - сказал он.
В Грузии говорят, что "особые" отношения между Шеварднадзе и Патаркацишвили завязались в конце девяностых.
Ведущий популярной вечерней телепрограммы Кока Кандиашвили когда-то работал в команде Патаркацишвили. Он считает, что покровительства Шеварднадзе достаточно для того, чтобы защитить Патаркацишвили от попыток российской стороны добиться его экстрадиции. "И вообще, я не думаю, что русские "охотятся" на Патаркацишвили, - сказал он в беседе с IWPR. (Президент России) Путин и Шеварднадзе наверняка нашли бы решение этого вопроса, если бы захотели".
Между тем, Патаркацишвили активно вкладывает огромные средства в различные сферы грузинской промышленности. И хотя подобные влияния остро необходимы обездоленной экономике страны, каждая очередная покупка Патаркацишвили становится объектом резкой критики со стороны грузинских СМИ и аналитиков и причиной для обвинений его в экспансии.
"Ни один западный предприниматель, ни одна международная финансовая организация не захотят вести дела в стране, где нет места независимым решениям, поскольку все здесь, будь то политика или бизнес, подчиняется интересам одного человека", - говорит издатель газеты "Резонанси" Малхаз Рамишвили. "Если Патаркацишвили одержит верх над каждым стратегически важным объектом страны, это вряд ли понравится потенциальным партнерам Грузии".
Патаркацишвили направил часть своих инвестиций на приобретение доли в камвольном комбинате, кроме того, СМИ утверждают, что он купил большую зону отдыха на побережье Черного моря, а также начал реконструкцию ряда зданий в Мцхета - городе-музее в 30 км от Тбилиси, который в древние времена являлся столицей Грузии.
Патаркацишвили вкладывает свои деньги и в предприятия, пользующиеся большой популярностью в народе. В частности, около двух лет назад он купил тбилисский футбольный клуб "Динамо". Тогда же его избрали одновременно на две должности президента Фонда Олимпийского Комитета Грузии и вице-президента самого Олимпийского Комитета.
Кроме того, он обещает спасти захиревший национальный цирк. "В сегодняшних экономических условиях в Грузии было бы сумасшествием ожидать от цирка сколько-нибудь серьезной прибыли. Единственный доход, который может принести этот проект, это моральное удовлетворение", - сказал он в интервью IWPR.
В качестве одного из приоритетов своей деятельности в Грузии Патаркацишвили выбрал благотворительность, и, надо сказать, пожертвования его отличаются большой щедростью. В холодный рождественский день - 6 января прошлого года - он предоставил городским властям Тбилиси сумму денег, необходимую для выплаты долгов за поставленный российской стороной газ, и таким образом предотвратил отключение газа в столице.
Четыре месяца спустя он выделил средства для помощи пострадавшим от землетрясения 25 апреля.
Однако о намерениях Патаркацишвили говорят со скептицизмом. По мнению журналиста и издателя Малхаза Рамишвили, "все его действия подчиняются одной цели - прикарманить Грузию, что позволит ему управлять всеми сферами общественной и политической жизни страны".
Рамишвили предлагает две возможные схемы, определяющие деятельность Патаркацишвили в Грузии. Согласно первой, Патаркацишвили играет преполагающую множество комбинаций шахматную партию с российскими властями. "Возможно, они сказали ему: мы потребуем от грузинской стороны твоей экстрадиции, при этом не будем выдвигать серьезного законного обоснования нашим требованиям. Тем временем, ты сделаешь так, чтобы стратегические объекты Грузии стали твоими. Затем через год или два во время президентских выборов ты используешь эту карту для того, чтобы привести на пост главы Грузии человека пророссийской ориентации".
Альтернатива, по мнению Рамишвили, может заключаться в том, что "Патаркацишвили просто нравится быть "большой рыбой в маленьком пруду". "Кто знает, может быть, однажды Патаркацишвили здесь представится хороший шанс".
Сам Патаркацишвили утверждает, что действует исключительно в интересах Грузии. "Человек может занимать две позиции - "для себя" и "для себя тоже". Я придерживаюсь второй позиции. Разумеется, и для меня тоже будет выгодным жить в экономически сильной и политически стабильной стране. Бизнес интересен, когда имеешь дело с равными по силе конкурентами", - заметил Патаркацишвили.
Тот факт, что Патаркацишвили занялся средствами массовой информации, может свидетельствовать о смене курса в сторону более активного участия в общественной жизни страны.
Другую указку на это можно усмотреть в том, что впервые Патаркацишвили выступил с открытым политическим заявлением. На встрече грузинских предпринимателей две недели назад Патаркацишвили заявил журналистам о своем намерении поддержать две оппозиционные партии: "Объединенных демократов" Зураба Жвания и "Новых правых" во главе с Леваном Гачечиладзе и Давидом Гамкрелидзе.
При этом Патаркацишвили отрицает наличие каких бы то ни было политических амбиций. "В политику я бы ушел гораздо раньше, если бы имел к этому желание. Я сделал свой выбор тогда, когда решил стать бизнесменом. Я не собираюсь оказывать кому бы то ни было из политиков финансовую поддержку, но постараюсь в меру своих возможностей сотрудничать со всеми, кто является сторонником безусловного соблюдения Конституции", - сказал он IWPR.
Опубликовано 22 апреля 2003 года