Случай Асхабова привлек внимание к неопределенности статуса рехабов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В рехабе, куда попал дагестанец Магомед Асхабов, реабилитантов насильно заставляли подписывать соглашение, делали из них волонтеров, рассказала журналистка Светлана Анохина. Деятельность рехабов практически не контролируется, такие учреждения не обязаны иметь лицензии, отметил юрист Осип Дроздовский. Деятельность рехаба необходимо проверить, так как Асхабов может быть не единственным пострадавшим, считает юрист Евгений Черноусов.

Как сообщал "Кавказский узел", дагестанец Магомед Асхабов заявил, что уехал из России после того, как ему удалось сбежать от родных, которые отправили его "лечиться" от гомосексуальности в рехаб-центр для наркозависимых. Он рассказал, что в рехабе применяли физические и психологические пытки для содержащихся в нем людей. 18 июля Асхабов подал заявление в Следком и прокуратуру России на реабилитационный центр.

В Дагестане подобные истории - редкость, отметила журналистка Светлана Анохина, комментируя историю Магомеда Асхабова о насилии в рехабе.

"Его сдали в этот рехаб, не определяя даже, кто он и что он. У него было два эпизода приема наркотиков, но они знали, что их сын - гомосексуал. Правда, его мать в разговоре со мной так и не произнесла этого слова, не хотела касаться этой темы. Они все прекрасно знали, но закрывали на это глаза, считая, что это все - шайтан, дьявол, плохие знакомства и так далее. Они придумывали любые объяснения, чтобы не смотреть фактам в глаза", - рассказала она 19 июля корреспонденту "Кавказского узла".

По ее словам, родственникам легче обвинять дьявола, чем признать правду и помочь своему родному человеку по-настоящему. "Они реально думают, что такие методы помогут. Кроме этого случая я знаю также два других случая, но ручаться за них не могу. Но вот с этой историей хорошо знакома. Мы изучали рехаб, куда его сдали, и выяснили, что один из создателей сам два раза попадался за хранение наркотиков, но получал условный срок. Вот такие люди сделали рехаб и просто зарабатывали на этом. Они насильно заставляют реабилитантов подписать соглашение, делают из них волонтеров и начинают работать, например, координатором или психотерапевтом, обещая диплом психолога", - поделилась подробностями Анохина.

Руководитель юридической службы Кризисной группы СК SOS* Осип Дроздовский уверен, что Магомеда лишили свободы незаконно.

"Можно сказать, что в их действиях усматриваются такие составы преступлений, как похищение человека - статья 126 УК РФ, незаконное лишение свободы - статья 127 УК РФ, истязание - статья 117 УК РФ", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, деятельность рехабов практически не контролируется. "Что касается подобных центров, то их деятельность практически не контролируется. Эти учреждения не считаются клиниками и не обязаны получать лицензию. По сути, открыть такой центр может любой. Но в рехабы нельзя поместить пациента без его согласия, по просьбе родственников. Если лицо не признано недееспособным, то все действия должны происходить с его добровольного, информированного согласия. Это, само собой, не соблюдается. Думаю, что на практике в таких центрах пациентов заставляют подписать документы о добровольном согласии", - подчеркнул он.

Московский юрист Евгений Черноусов также считает, что в отношении Магомеда могли быть нарушены законы.

"Если его насильно заставляли подписывать какой-то документ и против его воли держали в каком-то месте, лишив свободы, то это явное нарушение закона. Это наказывается лишением свободы на срок до двух лет", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По его словам, следует проверить деятельность рехаба, поскольку Магомед может быть не не единственным пострадавшим. "В результате жалоб на руководство этого центра можно будет инициировать проверку, найти нарушения, собрать показания и возбудить уголовное дело. И не одно, а несколько. Например, если его пытали, то и остальных тоже. А это противозаконно, статья 117 УК РФ - причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев. Их могут лишить свободы на срок до трёх лет", - отметил он.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* "СК SOS" - новый проект бывшей команды экстренной помощи Российской ЛГБТ-сети, оператором которой выступает фонд "Сфера", внесенный Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. 

** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"