Активисты раскритиковали отношение властей Азербайджана к ветеранам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После ранения участник карабахской войны Эльвин Джафаров не мог найти работу с хорошей зарплатой, несколько раз безрезультатно обращался за помощью к чиновникам, нерешенные проблемы привели к его смерти, заявил брат ветерана. Исполнительная власть в Азербайджане плохо справляется с решением проблем шехидов, ветеранов и инвалидов войн, считают представители общественных организаций.
Как сообщал "Кавказский узел", живущие в Азербайджане ветераны карабахской войны неоднократно жаловались на плохие социальные условия и недостаточное внимание властей к их проблемам. Так, 2 июня ветераны войны на акции протеста заявили о формализме чиновников, ответственных за работу медико-социальных комиссий, и пожаловались на отказы в назначении инвалидности. 28 марта участники акции протеста в Баку заявили, что Минобороны не присваивает им статус ветеранов боевых действий в Нагорном Карабахе, что лишает их права на льготы. 12 июля стало известно, что в ожоговом центре скончался участник карабахской войны Эльвин Джафаров, госпитализированный после попытки суицида перед зданием районной власти в Азербайджане. Родственники назвали причиной самоубийства невнимание властей к проблемам ветерана, чиновники отвергли эту версию.
Ветеранам карабахской войны и членам семей погибших власти Азербайджана предлагают низкооплачиваемую работу строителей и официантов, а владельцев автомобилей и земельных участков отказываются признать безработными, пожаловались в октябре 2021 года участники боевых действий. Государству следует расширить возможности ветеранов для получения высшего образования, чтобы решить проблему безработицы, указали они.
Брат Эльвина Джафарова, спортсмен Элнур Джафаров рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что Элвин на фронте получил контузию, после войны ему назначили третью группу инвалидности. По словам брата, после смерти ветерана сиротами остались два несовершеннолетних сына.
"Глава исполнительной власти Сабирабадского района Сирагеддин Джаббаров принимал брата, но не помог ему в трудоустройстве. Брат до войны работал на стройках за 10 манатов (около 5,9 доллара в день), это был его единственный доход. 39 дней он воевал в 2020 году. Вернувшись с контузией, не смог больше выполнять тяжелую работу. А когда пытался трудоустроиться, ему отказывали, говорили, что нервные рабочие не нужны. Наша 78-летняя мать трудилась чернорабочей в сфере сельского хозяйстве, бралась за любую работу, чтобы помочь семье Элвина. Этот угнетало брата, он не находил себе места", - рассказал Элнур Джафаров.
Он сказал, что покойный не жаловался на невыплату ему полагающихся пособий за участие в войне и инвалидность.
Соседи ветерана Илгар Мамедов и Мирисмаил Тагиев рассказали корреспонденту "Кавказского узла", что Эльвин Джафаров жаловался на бедность, невнимательность власти к нуждам ветеранов, многократно бывал на приеме у главы местной власти.
Ветеран не страдал психическим расстройством, считает Мамедов. "Если у Эльвина Джафарова появились проблемы с нервами после войны, тогда государство обязано его лечить", - заявил он.
Мирисмаил Тагиев сообщил о том, что после смерти ветерана в селе появились полицейские патрули, чтобы нейтрализовать возможные народные волнения. "Каждый гражданин имеет право выражать в мирном порядке свое возмущение. Наш брат [умер] для того, чтобы оставшиеся жили лучше", - сказал сосед.
Депутат Милли Меджлиса от Сабирабадского района Камал Джафаров рассказал, что встречался с покойным, когда тот добивался решения своих проблем. Ветеран просил депутата помочь устроить на работу в школу членов своей семьи, потом звонил и просил устроить племянника на работу в банк. "Я был в семье Эльвина на праздник Гурбан, и Эльвин был на приеме в Милли Меджлисе", – приводит 13 июля слова депутата Modern.az.
После смерти Эльвина Джафарова расследуется уголовное дело по статье о самоубийстве, сообщил сотрудник Генпрокуратуры Азербайджана.
Завотделом по связям с общественностью и коммуникациям Минтруда и социальной защиты населения Фазиль Талыбов сказал корреспонденту "Кавказского узла", что Эльвин Джафаров был обеспечен работой (300 манатов в месяц, или около 174 долларов) с 27 мая 2021 года. Мать Джафарова, Ругию, органы занятости также обеспечили работой, заявил он.
Кроме того, для семьи ветерана год назад в рамках программы самозанятости было создано семейное хозяйство, добавил Талыбов.
Он также рассказал, что семье Эльвина Джафарова фондом "Яшат" (госфонд помощи ветеранам войны 2020 года) в 2021 году была оказана материальная поддержка в размере 6500 манатов (около 3800 долларов) и единовременная выплата 4400 манатов (около 2580 долларов) по инвалидности.
Также Эльвину Джафарову ежемесячно выплачивалось 958 манатов (около 556 долларов) в виде пенсий, стипендий, материальной помощи и заработной платы, сказал Талыбов.
Активисты указали на вину властей в смерти Эльвина Джафарова
Активистка, бывшая глава НПО Transparency Azerbaijan Рена Сафаралиева, которая занимается социальными проблемами ветеранов, рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что военные ветераны с инвалидностью обеспечиваются государством. "Есть гораздо более уязвимые группы населения, вследствие пробелов в законодательной базе. Задача общественных организаций - указывать на эти пробелы и добиваться решения проблем уязвимых групп", - отметила она.
Так, ветераны с ранениями, в результате которых они стали непригодны к военной службе, но их ранение не такое серьёзное, чтобы получить инвалидность, не имеют льгот, кроме 500 манатов (около 290 долларов) страховки за легкое ранение и 80 манатов (порядка 47 долларов) ежемесячной ветеранской пенсии, сообщила Сафаралиева. "Имевшие ранение и не получившие статус инвалида ветераны должны иметь частичные льготы", - считает активистка.
Еще один недостаток в законодательстве: гражданский человек, погибший в результате войны или ее последствий, получает статус шехида и почти все льготы, а раненые с инвалидностью не имеют никаких льгот, кроме хорошего протеза и пенсии в 120 манатов (порядка 70 долларов) за третью группу инвалидности, рассказала она. По мнению Сафаралиевой, гражданские с инвалидностью из-за ранения должны иметь пусть не все, но существенную часть льгот, которые положены солдатам с инвалидностью.
Есть еще одна проблема: если у ветерана с инвалидностью есть льготная ипотека, ему бесплатную от государства квартиру не дадут, отметила она. "Фонд "Яшат" оплачивает потребительский кредит, а оплату ипотечного кредита – нет, правила не позволяют. Исполнительные власти и Минтруда тоже не могут погасить ипотеку. Мое предложение: если ветерану с инвалидностью положена бесплатная квартира, а у него она есть, но в ипотеке, то ипотеку должно закрывать государство", - считает Сафаралиева.
Председатель общественного Citizen Research and Development PU Гюнел Сафарова считает, что государство ответственно за гибель ветерана войны. "Сразу после войны в исполнительной власти были созданы отделы по организации работы с участниками Отечественной войны и семьями шехидов. При аппаратах исполнительной власти функционируют общественные советы. Десятки местных и центральных организаций заняты делами ветеранов [...] Предположим, у Элвина проблемы с психикой, но почему тогда он не получил психиатрическую помощь?" - написала она в соцсети.
"С большинством ветеранов, имеющих проблемы с нервным состоянием, мы связывались, но в двух из десяти случаев у них нет желания лечиться. Психологическая поддержка может оказываться при согласии пациента, но ветераны не хотят сотрудничать с психологами", - ответила ей психолог Зариф Гурбанова.
Эльнур Джафаров хотел "добиться решения проблем ветеранов, он ничего для себя не хотел", считает председатель "Организации освобождения Карабаха" Акиф Нагы. Он сказал корреспонденту "Кавказского узла", что за смерть ветерана следует наказать главу Сабирабадского района.
По информации журналиста-расследователя Сеймура Кязымова, кроме Эльнура Джафарова, самоубийство совершили 35 ветеранов двух карабахских войн. "Во всех случаях можно считать причиной безразличие власти, самоуправство, безответственность. Ни один чиновник в связи с этими случаями не наказан", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Член правления "Союза офицеров", участник афганской и карабахской войн Тарлан Эйвазов считает, что случай с Джафаровым должен быть изучен прежде, чем кого-либо обвинять. Но в целом за гибель ветеранов войны несут ответственность структуры местной и центральной исполнительной власти, правоохранительные органы и общественные организации, взявшие на себя обязанность заботится о ветеранах и получающих за это гранты, сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Эйвазова, всего 12 процентов населения в Азербайджане получают пенсию по инвалидности, тогда как в мире эта цифра равна 25 процентам. "В последней карабахской погибло, став шехидами, более трех тысяч бойцов, и 11 тысяч ранено. Глава отдела Минсоцзащиты сказал, что трем тысячам раненых назначена инвалидность. Статус инвалида остальным семи тысячам не дают", - возмутился он.
Бывший руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана Узеир Джафаров также считает, что ответственность за смерть Эльнур Джафаров должен нести глава Сабирабадского района. "Наши герои-сыновья не могут справиться с чиновниками. 36 ветеранов покончили с собой не на войне, а от безразличия чиновников", - отметил он корреспонденту "Кавказского узла".
Председатель "Союза ветеранов" Карабаха Рэй Керимоглу считает, что государство должно создать Госкомитет по решению проблем семей шехидов, ветеранов и инвалидов войн. По его мнению, имеющиеся структуры актуальные проблемы ветеранов не решают. "Есть конкретно недостаток в работе исполнительной власти. Все проблемы ветеранов надо решать в единой госструктуре. 36 случаев самоубийства ветеранов должны быть расследованы под жестким контролем государства", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Фермер из села Илису Мовлуд Аббасов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что три его сына ушли в 2020 году на фронт, один стал шехидом, два других вернулись домой с медалями.
"Мы получили единовременную государственную выплату за погибшего сына в 11 тысяч манатов (около 6470 долларов). Два вернувшихся живыми сына получают пособия за участие в войне - 80 манатов в месяц (около 47 долларов). По нашей просьбе сыновей приняли в исполнительной власти Гахского района, одного сына взяли на службу в министерство чрезвычайных ситуаций пожарным. Другому предложено место в полиции, но он отказался, выбрав профессию фермера", - сказал Мовлуд Аббасов.
Ветеран Вюсал Азаев сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что получает ветеранское пособие и награжден "Медалью за освобождение Карабаха". Он считает, что ветеранам больше, чем деньги нужна психологическая поддержка. "Участнику войны нужно справиться с навалившимся на него эмоциональным грузом", - заявил он.
Напомним, полномасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе велись с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. 10 ноября 2020 года в Москве представители Армении, Азербайджана и России сделали совместное заявление о прекращении боев. В результате Азербайджан получил контроль над двумя третями территории Нагорного Карабаха. Какие это территории, указано на опубликованной на "Кавказском узле" карте. Подробнее об обострении карабахского конфликта осенью 2020 года можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.