Юристы усомнились в наказании силовиков после задержания журналистов в Махачкале
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дагестанские журналисты Магомед Магомедов и Мурад Мурадов* подали заявление в Следком с требованием наказать силовиков, которые задержали их 11 июля во время акции в поддержку их арестованного коллеги Абдулмумина Гаджиева. Эти силовики вряд ли будут наказаны, так как МВД по Дагестану имеет полную свободу действий по отношению к активистам, которые проводят акции, указали опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Как сообщал "Кавказский узел", заместитель главного редактора газеты "Черновик" Магомед Магомедов, вышедший 11 июля в Махачкале на пикет в поддержку Абдулмумина Гаджиева, был задержан полицией. Также был задержан корреспондент "Кавказского узла" Мурад Мурадов*, снимавший пикет. В тот же день журналисты были отпущены, а полицейские объяснили задержание тем, что решили убрать плакат с глаз чиновников, кортеж которых должен был проезжать в этом месте. 13 июля журналисты заявили, что подготовили жалобы на действия силовиков.
Коллеги Абдулмумина Гаджиева регулярно проводят на пересечении улиц Гамзатова и Дахадаева в центре Махачкалы одиночные пикеты в его поддержку, на которых также требуют остановить преследование журналистов и освободить политзаключенных.
Коллеги Гаджиева подали жалобу в следственное управление СКР по Дагестану
Заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов и журналист Мурад Мурадов* 13 июля подали заявления в следственное управление СКР по Дагестану с требованием провести проверку и привлечь к ответственности сотрудников полиции, которые их задержали 11 июля во время проведения акции в поддержку Гаджиева, рассказал журналист Мурад Мурадов*. Он отметил, что потребовал следственные органы привлечь к ответственности силовиков, которые доставили в районный отдел полиции и удерживался там не менее трех часов. Мурадов уточнил, что заявления в следственном управлении СКР по Дагестану были приняты.
Коллеги Абдулмумина Гаджиева регулярно проводят на пересечении улиц Гамзатова и Дахадаева в центре Махачкалы одиночные пикеты в его поддержку, на которых также требуют остановить преследование журналистов и освободить политзаключенных.
О том, что журналисты подали заявления в следственное управление СКР по Дагестану, также рассказал заместитель главного редактора "Черновика" Магомед Магомедов. Он отметил, что надеется, что следователи проявят принципиальность. "Ведь единственное, что мы не сделали по этим заявлениям, то это разве что не привели подозреваемое лицо непосредственно в следственное управление СКР по Дагестану, поэтому все доказательства, все, что есть на руках у следователей и им пора показать, что они работают объективно, законно и оперативно", – сказал Магомедов корреспонденту "Кавказского узла".
Он подчеркнул, что не рассчитывает на быстрый исход дела и полагает, что дело будет передаваться и затягиваться, при этом журналист выразил надежду на то, что "сил и терпения хватит, чтобы это дело дошло до конца". Магомедов отметил, что в день задержания многие из присутствовавших сотрудников полиции не планировали срывать одиночный пикет и препровождать журналистов в отдел полиции. "Но, к сожалению, появилось некое должностное лицо в ранге подполковника полиции, которое осуществило грубое нарушение наших прав", отметил Магомедов.
По мнению журналиста, если подобное уголовное дело будет возбуждено и "доведено хотя бы до определенных этапов", будет оказано очень сильное "воспитательное действие" на других сотрудников полиции. "И мы когда-нибудь увидим в целом силовые структуры, которые строго стоят на страже закона и защищают нас иногда от самих себя тоже", – сказал Магомедов.
Версия силовиков о срыве одиночной акции, озвученная Магомеду Магомедову, является "совершенно несостоятельной", считает главный редактор РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев. "Такая версия совершенно несостоятельная, но она сходит с рук нашему МВД уже последние несколько лет", – сказал Фатуллаев корреспонденту "Кавказского узла".
Он напомнил о том, как по инициативе силовиков срывались митинги и публичные мероприятия, а после этого в судебном порядке юристами доказывалась необоснованность действий МВД. Однако такие судебные решения засчитываются как просто факт, и каких-либо последствий для МВД не влекли, подчеркнул журналист.
"И сейчас тоже, скорее всего, не будет иметь никаких последствий, если не считать какие-то репутационные потери [для республиканского МВД]", – предположил Фатуллаев.
Таких дел, которые МВД по Дагестану проиграло в судах, около десяти. Тем не менее, силовое ведомство продолжает задерживать активистов. И они могут придумать любую причину, так как для них каких-либо последствий, кроме репутационных потерь, нет, отметил Фатуллаев.
По его мнению, причина срыва акции заключалась в приезде председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Фатуллаев считает, что пикетчиков убрали, чтобы Матвиенко их не увидела. При этом он напомнил, что в другие дни, когда проходит одиночная акция, у силовиков подобной реакции не бывает.
Юристы оценили шансы на привлечение силовиков к ответственности
Силовики, сорвавшие 11 июля одиночную акцию, вряд ли будут привлечены к ответственности и заявление журналистов в следственный комитет также не имеет перспектив, считает юрист Марат Исмаилов. "Я не думаю, что следственный комитет примет какие-то меры [для привлечения к ответственности лица, сорвавшего одиночную акцию]. Они закрывают глаза на воспрепятствование проведению публичных мероприятий", – сказал Исмаилов корреспонденту "Кавказского узла".
Схожее мнение высказал юрист Арсен Магомедов. При этом он сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что, согласно регламенту, журналисты должны получить ответ на свое заявление от следственного управления СКР по Дагестану в течение месяца.
Такое же мнение высказал еще один дагестанский юрист. Он подчеркнул, что если силовиков привлекут к ответственности, то это "будет чудом". Также он уточнил, что месяц – это максимальный срок для информирования следователями журналистов по их обращению. "Срок зависит от следственных действий, которые необходимо провести с целью установления наличия состава преступления либо отсутствие (состава преступления)",– сказал юрист корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности.
Он также отметил, что люди, которые проводят одиночные акции, должны воспринимать приезд любого федерального чиновника как возможный фактор срыва этой акции, если день ее проведения совпадает с днем прибытия этого чиновника. Если же люди все же решают провести одиночную акцию, то они должны проводить видеофиксацию на протяжении всей акции, подчеркнул юрист.
Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования московского журналиста Ивана Голунова, заявили участники онлайн-дискуссии, состоявшейся на "Кавказском узле" 27 июня 2019 года. Более подробно о деле Гаджиева можно узнать в материале "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* Мурад Мурадов внесен Минюстом в реестр иностранных агентов.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.