Юристы разъяснили порядок проверки заявления о насильном удержании жены махачкалинца
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Полицейские в Махачкале обязаны проверить заявление Ниматулы Магомедкамилова о насильном удержании его жены и детей родственниками и передать материалы в другой отдел полиции, если людей удерживают в другом районе Дагестана, указали опрошенные "Кавказским узлом" юристы. Вмешательство имамов в разбор семейных конфликтов допустимо для сохранения семьи, рассказал имам махачкалинских мечети.
Как писал "Кавказский узел", махачкалинец Ниматула Магомедкамилов сообщил, что 5 июля братья его жены насильно увезли ее с тремя маленькими детьми в горы и удерживают без связи, требуя передать детей. По его словам, после обращения на горячую линию УМВД Махачкалы полицейские нашли супругу с детьми и доставили в Кировский отдел полиции вместе с братьями жены, однако затем семья Ниматулы ушла из полиции, и их местонахождение неизвестно. "Предположительно, семья находится в селе Толстух Тляратинского района Дагестана. Об этом я уже сообщил полицию – в Кировский ОВД", - сказал 7 июля Магомедкамилов, отметив, что реакции от силовиков пока не получил.
Имам Тляратинского района Шахбан Шамсудинов, которого Магомедкамилов попросил вмешаться в ситуацию, после встречи с женщиной и ее братьями рассказал "Кавказскому узлу", что она пожаловалась на побои со стороны мужа, но защищала мужа и выразила желание остаться с ним. Сам Магомедкамилов отрицает физическое воздействие на супругу, хотя признается, что ссоры между ними были.
Силовики обязаны регистрировать и проверять заявления о насильном удержании людей
Полиция обязана незамедлительно начать выяснять местонахождение человека, если он похищен либо удерживается, а также принять меры, чтобы вызволить его из незаконного заточения, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» дагестанский адвокат на условиях анонимности.
По словам юриста, полиция также должна провести опрос заявителя, а в последующем и того человека, которого, предположительно, незаконно удерживали. Это поможет установить, было ли удержание человека принудительным, или женщина сама добровольно ушла. При этом нет разницы, куда именно заявитель обращается с заявлением о пропаже семьи. "В какой бы [правоохранительный] орган человек ни обратился, они не имеют права отказывать человеку в приеме его заявления. Они обязаны принять заявление, совершить неотложные следственные действия, после чего передать возбужденное дело по подследственности", - рассказал юрист, добавив, что родственники, в том числе братья женщины, не имеют права насильно удерживать совершеннолетнего человека.
Полиция должна в течении трех дней с момента поступления заявления провести проверку и принять процессуальное решение – либо возбудить дело, либо отказать в этом, подтвердил корреспонденту «Кавказского узла» юрист Марат Исмаилов. «В эти три дня (с момента принятия заявления до момента принятия процессуального решения) должна быть проведена доследственная проверка, в ходе которой выясняются обстоятельства происшествия", - рассказал он.
В случае возможного незаконного лишения свободы полиция должна установить местонахождение семьи заявителя, чтобы выяснить, действительно ли они ограничены в свободе. «Если первоначально установили, что человек свободен и не удерживается, то повторно полиция вряд ли будет предпринимать меры , так как нет для этого оснований», - рассказал юрист.
Если, по мнению заявителя, семья удерживалась в Махачкале, то «разумнее» обращаться в один из городских отделов полиции, отметил Исмаилов. «Полиция обязана принимать, регистрировать и проверять все поступившие заявления. Если по ходу проверки выяснится, что прошествие относится к компетенции какого-то иного отдела полиции, то после проведения проверки материал направляют в соответствующий отдел полиции», - пояснил он.
Незаконное лишение свободы является уголовным преступлением и предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы, и братья не могут насильно удерживать совершеннолетнюю сестру, добавил Марат Исмаилов. «Другой вопрос, считает ли она, что ее удерживают. Без этого нельзя говорить о незаконном лишении свободы», - подчеркнул юрист.
В свою очередь побои наказуемы и в административном, и в уголовном порядке, и кто-либо из родственников может обратиться с заявлением о побоях, и по этому заявлению проведут проверку, отметил он. «Но если сам потерпевший не признает нанесение ему побоев и нет доказательств у заявителя, то перспектив у заявлений третьих лиц никаких», - рассказал Исмаилов.
Имам пояснил роль богословов в разрешении семейных конфликтов
Имам при разборе семейных конфликтов обязан заслушать обе стороны и попытаться сохранить семью, при этом он не может обязать стороны выполнять принятое в ходе разбирательства решение, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» имам одной из махачкалинских мечетей.
По его словам, имамы в современном обществе не обладают возможностью наложения наказания либо назначения штрафов. Единственное, что они могут сделать, - это подсказать сторонам конфликта, как избавиться от причин конфликта, и призвать сохранить семью, если это представляется возможным.
В исламской религии запрещено избивать жену, а выразить свое недовольство муж может другим способом, добавил религиозный деятель. Среди таких способов, перечисленных в Коране и высказываниях пророка Мухаммада, имам назвал наставление, разговор и прекращение общения с женой на определенное время.
Отношение жены к мужу также зависит от поведения мужа, подчеркнул имам. По его словам, если муж является примером для подражания, если он мусульманин, «соблюдающий религиозные требования», «совершающий все предписанные намазы», и человек, который держит свое слово, то это делает маловероятным плохое отношение к нему со стороны жены.
И жена и муж в исламе имеют свои права и обязанности, и каждый из них должен понимать это и не нарушать права своего супруга, добавил религиозный деятель.
Если же при семейном конфликте не удается найти решение, то и жена, и муж призывают взрослых и авторитетных людей со стороны мужа и со стороны жены, которые должны обсудить проблему. Религиозный деятель подчеркнул, что главная задача в таких ситуациях – это избежать развода.
Тем не менее, сославшись на свою практику, имам сообщил, что к попыткам «отделить семью», как это произошло в семье Магомедкамилова, ближайшие родственники прибегают в крайних случаях, обычно для сохранения семьи родственники сначала выдвигают условия для исправления мужа. «Я не думаю, что какой-то человек возьмет на себя ответственность и отделит семью, тем более, если между ними есть и дети. На такое может пойти человек, не понимающий свою ответственность перед Аллахом», - сказал имам, подчеркнув, что всех обстоятельств произошедшего в семье Магомедкамилова он не знает.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.