ЕСПЧ назначил компенсацию супруге убитого азербайджанского публициста

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Страсбургский суд пришел к выводу, что следственные органы нарушили статью о праве на жизнь, отказывая в расследовании  убийства писателя и публициста Рафика Таги, и   назначил компенсацию в 12 тысяч евро его вдове. 

Как писал "Кавказский узел", в 2006 году Рафиг Таги и главный редактор газеты "Сенет" Самир Садагатоглу были арестованы после публикации стати "Мы и Европа", которая вызвала недовольство мусульман. В Баку мусульмане провели акции протеста, заявив, что статья Таги утверждает превосходство христианских ценностей над исламскими, а в Иране муллы вынесли ему смертный приговор по шариату. В мае 2007 года Садагатоглу и Таги были приговорены к тюрьме по обвинению в разжигании межрелигиозной ненависти. Правозащитники осудили приговор и призвали власти Азербайджана освободить Таги и Садагатоглу. В декабре 2007 года они были освобождены указом о помиловании. В ноябре 2011 года Таги был ранен при нападении в Баку и скончался в больнице. В августе 2020 года члены семьи азербайджанского писателя и публициста Рафига Таги обратились к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и генеральному прокурору страны Кямрану Алиеву с просьбой возобновить следствие по делу о его убийстве.

В декабре 2019 года Европейский суд по правам человека усмотрел нарушение свободы выражения в уголовных делах против покойного публициста Рафига Таги и журналиста Самира Садагатоглу. ЕСПЧ постановил выплатить компенсации Садагатоглу и супруге Таги Маиле Тагиевой на сумму свыше 25 тысяч евро.

ЕСПЧ сегодня объявил решение по делу "Маиля Тагиева против Азербайджана". В своем заявлении она жаловалась на то, что государство не обеспечило безопасность ее мужа Рафика Таги и не провело эффективного расследования его смерти.

В заявлении, согласно сообщению ЕСПЧ, она также указывала на то, что власти Азербайджана не обеспечили безопасность ее мужа в связи с изданием в Иране фетвы на смерть Таги после публикации им в 2006 году критической статьи об исламе, указано в пресс-релизе, опубликованном на сайте суда.

Расследование убийства Таги было прекращено в 2013 году "в связи с невозможностью установления виновных". Национальные суды отклонили все жалобы Тагиевой на решение о приостановлении расследования. В связи с этим заявитель обратилась в ЕСПЧ с просьбой признать в этом деле нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской Конвенции, говорится в сообщении ЕСПЧ.

В жалобе отмечалось, что государство нарушило право ее мужа на жизнь, не обеспечив его безопасность в связи с угрозами со стороны религиозных радикалов, а уголовное расследование убийства Таги было неэффективным, поскольку виновные не были найдены.

ЕСПЧ установил, что ряд "следственных действий был проведен надлежащим образом и своевременно, и были расследованы различные возможные мотивы убийства мужа заявительницы, в том числе возможность того, что оно могло иметь отношение к его публикациям". Однако права Тагиевой, признанной потерпевшей в деле, были нарушены в ходе следствия. "Несмотря на то, что в ходе следствия заявителю был присвоен статус потерпевшего, следственные органы неоднократно блокировали ему доступ к документам дела", – отмечается в сообщении.

Суд счел несостоятельными доводы правительства о том, что следственные органы оправдывали свои действия ссылкой на национальное законодательство. "Заявитель неоднократно запрашивал предоставление соответствующих документов, связанных с текущим уголовным расследованием, однако его запросы были проигнорированы или отклонены. (...) Суд подчеркивает важность участия членов семьи погибшего или их законных представителей в расследовании и предоставления им информации, а также предоставления им возможности представить иные доказательства", – указано в решении суда.

ЕСПЧ пришел к выводу о неэффективности следствия ввиду лишения членов семьи Таги доступа к информации о материалах следствия, установив, что имело место "процессуальное нарушение статьи 2 (право на жизнь) Конвенции". Суд постановил выплатить заявителю 12 тысяч евро в качестве компенсации за моральный ущерб и 2 тысячи евро – на возмещение судебных затрат.

Страсбургский суд не нашел достаточных оснований, чтобы возложить ответственность за смерть Таги на азербайджанское государство, пояснил глава Группы права медиа Халид Агалиев. По его словам, в решении это было обосновано тем, что Таги после угроз ему со стороны религиозных радикалов не обращался за такой помощью. Однако ЕСПЧ признал правительство ответственным за неэффективное расследование смерти Таги, указал он.

По мнению Агалиева, из решения ЕСПЧ вытекают обязательства следственного органа отчитаться об итогах расследования, о причинах, по которым оно было приостановлено, и ознакомить семью с материалами дела, сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Маиля Тагиева оказалась недоступной для комментариев. Не удалось также связаться и с полпредом Азербайджана в ЕСПЧ Чингизом Аскеровым.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* 21 марта Тверской суд Москвы принял решение о запрете в России деятельности компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"