Азербайджанский активист счел политическим заказом дело об оскорблении ветеранов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ветераны карабахской войны подали иск о клевете и оскорблении на азербайджанского активиста Абида Гафарова, который опубликовал ролики о них в Интернете. Гафаров считает обвинения необоснованными и связывает дело со своей общественной деятельностью. Дело по жалобе ветеранов сфабриковано, Гафарова хотят наказать за разоблачения по "тертерскому делу", предположили оппозиционеры и активисты.
В Ясамальском районном суде Баку 6 июля состоялось рассмотрение жалобы ветеранов второй карабахской войны на главу объединения "Бакинское единство", автора Youtube*-канала KIM TV Абида Гафарова.
Youtube*-канал KIM TV был зарегистрирован в декабре 2019 года. По данным на 23.00 мск сегодня на него подписаны 39,6 тысячи пользователей.
Ветераны требуют привлечь главу объединения к ответственности по статьям 147.1 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сам Гафаров. По его словам, сначала частными обвинителями против него выступили семь ветеранов.
"Жалоба против меня была подана еще в прошлом месяце (в июне) сначала в Хазарский районный суд Баку. Этот орган решил, что по территориальной подсудности жалобу должен рассматривать Ясамальский районный суд. Но уже в Хазарском районном суде жалобу отозвали двое ветеранов, а на подготовительном заседании в Ясамальском районном суде 4 июля - еще двое обвинителей. Они были удовлетворены моими разъяснениями о том, что я отнюдь не оскорблял ветеранов", - рассказал Гафаров.
Он сказал, что предметом судебного разбирательства стало его выступление 27 мая перед зданием Ясамальского районного суда после процесса над лидером "Партии граждан и развития" Али Алиевым.
Два пограничника – полковник Эмиль Джафаров и капитан этой же структуры Рамин Адилов – подали в суд жалобу о клевете против председателя оппозиционной "Партии граждан и развития" в Азербайджане Али Алиева. 13 января суд приговорил Алиева по жалобе Джафарова к пяти месяцам лишения свободы. Политики и правозащитники в Азербайджане, а также международные структуры назвали это дело "политическим заказом" и потребовали освободить оппозиционера. 15 апреля суд в Баку приговорил Алиева к пяти месяцам лишения свободы по жалобе Адилова. Защита заявила, что обжалует решение суда. 29 апреля Бакинский апелляционный суд (БАС) оставил в силе приговор.
"Тогда я говорил, что настоящие храбрые люди собрались перед судом, чтобы выразить протест против произвола и несправедливости. При этом я призвал ветеранов карабахской войны, которые несмотря на отвагу на войне теперь покорно мирятся с нарушением их прав чиновниками, а некоторые от безысходности накладывают на себя руки, к активному отстаиванию своих интересов. Это мое выступление было опубликовано на KIM TV и на моей странице в Facebook*. Но после того, как я объяснился с ветеранами, подавшими против меня жалобу, я удалил обе публикации. Тем не менее суд не стал прекращать производство с учетом того, что три обвинителя остаются, и дело сейчас рассматривается на основе представленного ими диска с видео моего выступления", - пояснил Гафаров.
Претензии обвинителей вызвали слова Гафарова в адрес ветеранов о том, что они сейчас мирятся с тем, что их "за людей не считают", говорится в жалобе, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". Гафаров упрекнул ветеранов в том, что они не борются за свои права, упрекает их в "покорности", указано в жалобе.
Ветераны считают, что Гафаров оскорбил их честь и достоинство и оклеветал их, и просят суд приговорить его к году лишения свободы и обязать удалить видео из ресурсов, в которых оно опубликовано. Отметим, каждая из статей 147.1 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана предусматривает до шести месяцев лишения свободы.
Гафаров считает обвинение необоснованным с юридической точки зрения, поскольку он ни на кого персонально не указывал в своем выступлении. Он также пояснил, что не хотел оскорблять ветеранов, наоборот, хотел, чтобы их права не нарушали.
Активист предположил, что на его арест есть заказ. "То, как дело рассматривается судом, дает основания полагать, что есть заказ на мой арест и ветеранов просто используют для этого. Во-первых, дело не должны были принять в производство из-за того, что я не персонифицировал объекты критики. Во-вторых, когда мой адвокат Эльчин Садыгов, который только сегодня присоединился к процессу, просил судью дать ему неделю для ознакомления с материалами дела, тот дал ему всего 15 минут. Меня в нарушение закона не выпускали из зала, но я настоял. Когда процесс возобновился, Эльчина Садыгова не оказалось в зале. Но судья не стал откладывать заседание и постановил назначить мне государственного адвоката и продолжить процесс через 30 минут, хотя мог отложить заседание до завтра (7 июля), до прояснения причин отсутствия адвоката. Еще одним признак предвзятости суда - недопуск на процесс представителей медиа и правозащитников, в то время как помещение было заполнено сторонниками частных обвинителей", - сказал Гафаров.
Обвинения были "настолько сомнительными", что суд решил подстраховаться, отметил активист. "В моем выступлении не было прямого оскорбления и клеветы. Есть только субъективная интерпретация. Видимо, чтобы подстраховаться, суд назначил лингвистическую экспертизу, чтобы потом ссылаться на ее заключение. Суд отвел на это 10 дней. При этом судья не назвал конкретную дату заседания отметив, что стороны будут дополнительно оповещены об этом", - сообщил Гафаров.
Он считает, что ветеранов используют против него из-за того, что он привлекал внимание общества к "тертерскому делу".
Весной 2017 года в Баку по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Армении и подготовке диверсий против подразделений Минобороны Азербайджана была арестована группа военных и гражданских лиц. Во время следственных действий несколько человек были замучены до смерти, четверо из них впоследствии посмертно были реабилитированы. Члены Парламентской ассамблеи Совета Европы в своем заявлении в июне 2021 года привели данные, согласно которым жертвами пыток по "тертерскому делу" стали свыше 200 военнослужащих, 11 из которых скончались. Генпрокурор Азербайджана, комментируя публикации в соцсетях по этой теме, назвал общественный резонанс "необоснованным шумом". Однако прокуратура признала пытки над обвиняемыми. Силовые ведомства Азербайджана 18 декабря 2021 года объявили о возобновлении уголовного производства по жалобам на пытки над азербайджанскими военными, заподозренными в госизмене. В апреле Генпрокуратура по реабилитирующим основаниям прекратила дело о госизмене военного Эльчина Гулиева, умершего во время следствия. После возобновления производства по "тертерскому делу" Гулиев стал первым оправданным, что дает надежду на реабилитацию других осужденных, указал правозащитник Расул Джафаров.
"По «тертерскому делу» необоснованно и незаконно были привлечены сотни людей – военных и гражданских [...] Мы длительное время говорили об этом, мы приглашали в эфир жертв пыток, которым удалось избежать тюрьмы, но они лишились здоровья, работы. Наконец, в декабре 2021 года было обновлено следствие и были арестованы несколько причастных к пыткам. Однако следствие не добирается до вершины айсберга. Высокопоставленные должностные лица [...], напрямую причастные к этим преступлениям, мешают установлению полной правды об этих масштабных преступлениях. Они хотят посадить меня руками ветеранов", - заявил Гафаров.
Активисты и оппозиционеры сочли претензии ветеранов к Гафарову необоснованными
Гафарова преследуют из-за общественной деятельности и разоблачений по "тертерскому делу", считает лидер Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли. "На Абида Гафарова я обратил внимание еще на парламентских выборах 2020 года. Чтобы служить народу, он оставил престижную и высокооплачиваемую работу в нефтяной компании. Он провел очень хорошую предвыборную кампанию и получил голоса избирателей, но чуда не случилось и власти не пропустили Гафарова в парламент, результаты были сфальсифицированы. Позже он создал Youtube-канал KIM TV, на котором размещал программы об актуальных проблемах в общественной и политической жизни страны. Большое внимание он уделял разоблачению преступлений в «тертерском деле», в частности, пыток над подозреваемыми и обвиняемыми. Несмотря на то, что назначено новое следствие, похоже, режим не хочет установления полной правды об этих событиях. Власти пытаются заставить замолчать тех, кто говорит об этих преступлениях. Первым тайну завесы по «тертерскому делу» приоткрыл правозащитник Огтай Гюльалыев. Но по странному стечению обстоятельств он попал в ДТП и до сих пор не вышел из комы. Другой активист, проводивший общественное расследование, Ильхам Асланоглу, дважды в этом году был осужден и сейчас отбывает тюремное наказание. Теперь вот решили отправить за решетку еще одного исследователя «тертерских событий»", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Глава Института общественной политики Бахтияр Гаджиев также связывает жалобу на Гафарова с его деятельностью по "тертерскому делу". "То, как ведется судебный процесс, дает основания полагать, что идет исполнение политического заказа. Сегодня зал заполнили ветеранами войны. Правозащитников, журналистов, родственников фигурантов и жертв «тертерского дела», пришедших поддержать Гафарова, в зал не пустили. К зданию суда были стянуты усиленные наряды полиции. Прибыл начальник территориального отделения полиции, который решал, кому заходить в зал, а кому нет", - рассказал он.
Гафарова наказывают за то, что он активно поддерживает требования родственников жертв "тертерского дела" добиться справедливости, наказать виновных, освободить незаконно арестованных, сказал Гаджиев.
Он считает необоснованной жалобу ветеранов. "Абид Гафаров не оскорблял ветеранов. Напротив, он хотел обратить их внимание на незаслуженное отношение к ним. Если семьям погибших и многим инвалидам оказывается внимание, они получают определенные пособия, решаются их другие социальные проблемами, то с ветеранами, не потерявшими трудоспособность, есть проблемы. Чиновники часто не реагируют на них, не решают вопросы их трудоустройства. Размер же ветеранского пособия составляет всего 130 манатов (около 80 долларов). Где-то общины, представители бизнеса поддерживают ветеранов, но есть и немало ветеранов, которые остаются вне внимания. Были случаи, когда ветераны от безысходности пытались свести счеты с жизнью", - отметил Гаджиев.
Сотрудник Ясамальского райсуда подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" факт заседания суда и переноса слушаний на неопределенное время.
Из семи частных заявителей, упомянутых в коллективной жалобе – Бахруза Исмайлова, Юсифа Ширинли, Эльчина Казымова, Джейхуна Агаева, Али Гумбатова, Руфата Гаджизаде, Фахарддина Бахрамова – оказались доступными только трое.
Фахарддин Бахрамов, Эльчин Казымов, Али Гумбатов подтвердили корреспонденту "Кавказского узла", что подавали жалобу на Гафарова, а потом отозвали ее.
"Я подавал жалобу. Но потом Абид Гафаров объяснился, принес извинения, и я решил вопрос исчерпанным и отозвал свою жалобу", - сказал Фахарддин Бахрамов.
Комментариями четверых других заявителей относительно жалобы на активиста "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" также не располагает комментариями адвоката Эльчина Садыгова относительно дела Гафарова.
Исполнительный директор Института свободы и безопасности репортеров Эмин Гусейнов считает недопустимым привлечение граждан к уголовной ответственности за диффамацию. "Есть прецедентные решения Европейского суда по правам человека о недопустимости уголовного наказания за диффамацию, тем более, в виде лишения свободы. Это противоречит и статье 10 "Европейской конвенции прав человека". Но в последнее время в Азербайджане суды стали часто выносить суровые наказания по диффамационным искам, в то время как вовсе не должны принимать эти дела в производство. Трижды был вынесен приговор лидеру «Партии граждан и развития» Али Алиеву, дважды - юристу Ильхаму Асланоглу и вот теперь наказания ожидает еще один активист - Абид Гафаров. Все они критики власти и преследуются за свободу выражения", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Преследование активистов". "Кавказский узел" также опубликовал справочную статью "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил деятельность в России компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.