Донские журналисты присоединились к антитеррористической конвенции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Донские журналисты в числе первых присоединились к так называемой антитеррористической конвенции - своеобразному своду правил профессионального поведения журналистов в чрезвычайных обстоятельствах. В пятницу практически одновременно ее текст был подписан представителями ведущих региональных  СМИ в Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове. Подпись под документом поставил и представитель "Нашего времени".

ВПЕРВЫЕ о необходимости как-то регламентировать самодеятельность журналистского корпуса "в дни бед народных" заговорили после прошлогодней московской трагедии с захватом заложников на Дубровке. Первая власть тогда предъявила четвертой счет - по многим позициям справедливый.

То, что тогда выходило, в частности, в эфир федеральных каналов, можно было расценить как угодно - от невольного пособничества засевшим в здании Театрального центра на Дубровке захватчикам до такой же неумышленной и наивной пропаганды их взглядов и требований.

После трагедии многие чиновники и даже депутаты в горячке предлагали внести поправки в Закон о СМИ, по сути, серьезно ограничивающие свободу слова в стране. Журналисты, со своей стороны, настояли на ином подходе - и подписанная в пятницу конвенция может рассматриваться как самоограничение журналистской братии. При этом ущемлением свободы слова ее нормы не сможет назвать даже отъявленный анархист. С неким обетом молчания, добровольно накладываемым на себя прессой, с готовностью, помимо самоцензуры, принять еще и одиозную цензуру со стороны государства, это не имеет ничего общего. Скорее, положения конвенции продиктованы известным принципом "не навреди", а их соблюдение требует известного профессионализма - более высокого, чем демонстрирует большинство СМИ сегодня.

Собственно, о профессионализме и зашла речь при обсуждении положений конвенции непосредственно перед процедурой ее подписания.

Его недостаток ощущается не только в ходе освещения прессой терактов или показа войсковых антитеррористических операций. Такт, выдержка, умение находить нужные слова и точные выражения необходимы во множестве других ситуаций, которыми изобилует сегодняшняя наша жизнь. Так что антитеррористическая конвенция - это хорошо, но еще лучше было бы, если бы она стала частью свода единых норм профессиональной журналистской этики. Об этом говорили донские журналисты, и их поддержали присутствовавшие здесь же и также подписавшие конвенцию их коллеги из Чечни и Ингушетии.

Последний факт серьезно расширяет масштаб события, имевшего место в Ростове в минувшую пятницу. Это означает, что на Юге России важный для журналистского сообщества документ принят после обсуждения на региональном уровне.

Момент принципиальный: ведь именно здесь, на Юге, берут свое начало многие современные чрезвычайные ситуации.

Опубликовано 22 апреля 2003 года

источник: Газета "Наше Время"