Правозащитники обвинили власти Армении в провале судебной реформы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Скандал с публикацией записи разговора руководителей Высшего судебного совета произошел на фоне провала реформы судебно-правовой системы в Армении, констатировали правозащитники. Отсутствие реформы выгодно правительству Пашиняна для сохранения власти, указали они.
Как писал "Кавказский узел", 20 июня бывший глава Высшего судебного совета (ВСС) Рубен Вардазарян обнародовал запись разговора, на которой врио главы ВСС Гагик Джангирян предлагает ему "уйти по-хорошему" и обещает уголовную неприкосновенность, если Вардазарян согласится на добровольную отставку. Беседа состоялась 20 февраля 2021 года, а предложение Джангиряна было сделано от имени Никола Пашиняна, заявил Вардазарян. Генпрокуратура переслала запись разговора в Следственный комитет Армении.
Судебные реформы не были выгодны властям после прихода Пашиняна к власти в 2018 году, так как они могли стать началом "больших уголовных дел", прокомментировала скандал с записью разговора судей глава Хельсинкской ассоциации Армении Нина Карапетянц. "Как и в случае с полицией, которую власти не пожелали реформировать, чтобы иметь под рукой "дубину" при необходимости, так и с правосудием. Это единственная гарантия, что не тронут и не посадят после истечения сроков полномочий", – сказала она "Кавказскому узлу".
Сегодня участники ереванского Клуба общественной журналистики "Медиа Центр" провели обсуждение на тему реформирования судебно-правовой системы, передал корреспондент "Кавказского узла", посмотревший запись дискуссии в Facebook*.
Скандальная запись стала очередным свидетельством провала реформирования судебно-правовой системы, заявила в ходе дискуссии глава Хельсинкской ассоциации Армении Нина Карапетянц. "Необходимо кардинальное изменение судебно-правовой системы, нужна детализация, как этого добиться. Нельзя делать ставку на авторитетных личностей, методика работы которых остается неизменной без качественных изменений, а реформирование судебно-правовой системы будет провалено", – отметила правозащитница.
Реформировать судебно-правовую систему можно, изменив систему ценностей, добавила она. "Пока в обществе не будет сформировано представление, какие требования должны быть предъявлены к властям в вопросах реформ. Гражданин должен быть требователен, и не только слепо наделять мандатом политиков, но и контролировать выполнение обещаний", – пояснила Карапетянц.
Эксперт по правовым вопросам НПО "Защита прав без границ" Асмик Арутюнян связала неудачи реформы судебно-правовой системы с провальной политикой властей в вопросе веттинга (проверки и избавления системы государственного управления от сотрудников, нарушивших нормы закона).
"О веттинге столько говорилось, что это слово лишили содержательности. Изначально было ясно, что у властей нет политической воли для реализации веттинга. Власти неверно оценили выгоду этого процесса, его положительное воздействие на работу госаппарата. Веттингу подверглась бы не только судебная система, но и прокуратура, следственные органы", – заявила она в ходе дискуссии.
Независимая судебная система является главной составляющей государственности, без ее реформы, кому бы ни доверили управление, избавиться от порочных явлений не удастся, добавила Арутюнян. "Власти не сдержали обещания о веттинге. Скандальная запись является доказательством провала, что ожидать системных преобразований не приходится", – сказала она.
Реформа судебно-правовой системы провалена, так как правящая элита опирается на судебно-правовую систему для сохранения власти, заявил в свою очередь эксперт по правовым вопросам Антикоррупционного центра Transparency International Айк Мартиросян.
По его словам, в таких условиях судебно-правовая система не может быть независимой, как в институциональном, так и исполнительном плане. "После приобретения независимости судебно-правовая система была залогом укрепления власти. С помощью судебно-правовой системы оказывалось политическое давление, и сейчас эта практика продолжается", – отметил он.
Критика скандальных записей выявила искаженность общественного представления о правосудии, добавил Мартиросян. По его мнению, внимание сфокусировано на форме, а не на содержании беседы. "Когда в сеть слили запись беседы высокопоставленных чинов страны, внимание было сфокусировано на том, кто записал, а не на ее содержании. Понятное дело, что записывали те, у кого есть технические возможности. Общественность не должна руководствоваться двойными стандартами, и в одном случае критично оценивать, а в другом – не замечать проблему или высказываться менее критично. Это приводит к искаженному восприятию в обществе представлений о социальной справедливости и системе правосудия", – пояснил он.
Напомним, 11 сентября 2018 года в YouTube была опубликована запись телефонного разговора директора Службы национальной безопасности Артура Ванецяна с главой Специальной следственной службы Сасуна Хачатряна об аресте Роберта Кочаряна и Юрия Хачатурова по делу о разгоне демонстрантов. Утечку записи переговоров руководители спецслужб связали с происками влиятельных людей из бывшего руководства страны, которые в 2008 году заплатили военным за защиту их собственности и разгон протестующих. Прослушивание телефонного разговора глав спецслужб – это преступление против государственности Армении, заявил тогда премьер-министр Никол Пашинян.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.