Ставропольский активист не согласился со штрафом за дискредитацию армии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
.ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Призывник Савелий Морозов, пытавшийся обосновать в военкомате свое право на альтернативную службу, не согласился с решением суда о штрафе за дискредитацию российских военных. Политические убеждения позволяют просить о замене воинской службы на гражданскую, но призывник должен доказать комиссии, что живет в соответствии со своими убеждениями, указал правозащитник Сергей Кривенко.
Как писал "Кавказский узел", суд 9 июня оштрафовал на 40 тысяч рублей активиста из Ставрополя Савелия Морозова, признав его виновным в дискредитации российских военных. Морозов ранее обратился с просьбой в военкомат предоставить ему возможность пройти альтернативную службу. Перед призывной комиссией он озвучил причины отказа от военной службы, а на следующий день силовики составили протокол о дискредитации российских военных.
Активист и защита намерены обжаловать решение суда
Защита будет обжаловать решение суда о назначении штрафа в размере 40 тысяч рублей жителю Ставрополя Савелию Морозову, сообщил адвокат Морозова Виталий Зубенко. "Мы не согласны с решением суда и будем решение обжаловать", – сказал корреспонденту "Кавказского узлу" Зубенко. По словам защитника, это произойдет в ближайшее время.
Адвокат отметил, что Морозов был оштрафован исключительно за пацифистское выступление в военкомате.
Савелий Морозов рассказал, что судебное заседание длилось долго, были объявлены несколько перерывов. На первом этапе заседания суд заслушал показания свидетеля – сотрудника полиции, который составлял протокол в отношении Морозова. Также была прослушана аудиозапись, сделанная в военкомате. "С первого раза ничего сделать не удалось – не было проигрывателя (сторона обвинения принесла запись на CD). В связи с этим был объявлен перерыв", – рассказал Морозов.
Защита подавала ходатайство о вызове прокурора, как представителя стороны обвинения, также было подано ходатайство о проведении лингвистической экспертизы заявлений Морозова в военкомате. Оба ходатайства были отклонены, рассказал активист.
На суде он заявил, что граждане имеют право на свободу мысли и слова. "Даже если руководствоваться формулировкой статьи 20.3.3, то она подразумевает публичные действия по дискредитации вооруженных сил РФ. Я настаивал на том, что мои слова не были направлены на дискредитацию вооруженных сил, а на реализацию моего законного права (замены) воинской службы на альтернативную. В законе указано, что призывник на заседании призывной комиссии должен обосновать свои убеждения, которые противоречат несению военной службы. Все, что я сказал, – это аргументация моей позиции", – сказал Морозов.
Активист рассказал ранее "Кавказскому узлу", что объяснил призывной комиссии, что считает человеческую жизнь безмерно ценной... Я упомянул, что моя мама в Грозном пережила [чеченскую] войну, она была около месяца под обстрелами, чудом выжила, родила меня в позднем возрасте, и я не хочу ставить свою жизнь под угрозу", – пояснил Морозов. При этом он подчеркнул, что готов защищать родину в случае, если на нее нападет внешний агрессор.
Он подчеркнул, что почти все сказанное им в военкомате не было включено в протокол. "В протокол вошло только (высказывание о действиях России на Украине)", – сказал Морозов.
По его словам, о возможности заменить воинскую службу на альтернативную он узнал через Движение сознательных отказчиков. "От них я узнал все тонкости подачи заявления. Люди делают важную работу… Когда я узнал о составлении протокола, то сразу же с ними связался, спросил, что делать. Меня связали с правозащитниками (Морозов не стал называть их имена. – Прим. "Кавказского узла"), затем с адвокатами из "Агоры", – сказал Морозов.
Правозащитник указал на неопределенность требований закона об альтернативной службе
Директор правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право"* и бывший член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко отметил, что в Конституции РФ не обозначены убеждения, которые позволяют попросить о замене воинской службы альтернативной. Соответственно они могут быть "любыми", но они должны противоречить несению военной службы.
"В Конституции говорится: "Гражданин РФ, имеющий убеждения или вероисповедание, противоречащие несению военной службы, может заменить ее на альтернативную гражданскую". Данная формулировка содержится и в законе об альтернативной гражданской службе. Убеждения могут быть абсолютно любыми – светскими, политическими, пацифистскими, религиозными. Ни Конституция, ни закон не накладывают ограничения", – рассказал Кривенко.
Однако процедура замены воинской службы альтернативной подразумевает необходимость доказать призывной комиссии, что убеждения призывника противоречат несению военной службы, продолжил Кривенко. "Таким образом, простого желания – "я не хочу служить" - недостаточно. Желание – одно, убеждения – другое. Ситуация осложняется тем, что грань между этими понятиями очень тонкая. Доказать наличие убеждений невозможно. Необходимо обосновать, что ты живешь по своим убеждениям. В том числе и по политическим убеждениям – например, я не приемлю спецоперацию на Украине, не возьму в руки оружие. Впрочем, в нынешних условиях данное заявление может быть квалифицировано, как административное преступление", – сказал Кривенко.
Московский адвокат Евгений Черноусов предположил, что Морозов действительно дискредитировал спецоперацию. "Президент четко заявил, что к участию в спецоперации призывники привлекаться не будут. Комиссия интересовалась, почему человек принимает решение об альтернативной службе, но ничем другим. Морозов осознанно пошел на конфликт, зная, что в спецоперации принимать участие не будет. Его речь может быть квалифицирована, как выражение своей позиции. Я усматриваю состав преступления. Зачем он высказывался про спецоперацию? Но Морозов, естественно, вправе обжаловать решение суда", – заявил Черноусов корреспонденту "Кавказского узла".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.