Болезнь Алиева взбудоражила оппозицию

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Известие о том, что азербайджанскому президенту, видимо, придется отмечать свой 80-летний юбилей в больнице в Турции, заставило оппозицию по-новому оценить свои возможности.

Приход весны застал азербайджанскую оппозицию в больших сомнениях. Президент опять в больнице, а до выборов осталось всего шесть месяцев. Всем ясно, что предстоят перемены. Но какие? Смогут ли оппозиционеры пробиться к власти или их ждет суровое поражение? Впрочем, возможно, им вообще суждено остаться "на обочине".

Реально воспользоваться проблемами властей для пропаганды своих интересов решили пока только две оппозиционные партии v "Мусават" и Демократическая партия Азербайджана. Другие предпочитают не вырываться вперед и следовать более осторожным курсом.

Напряжение в Азербайджане возросло 3 мая, когда президент Гейдар Алиев в условиях полной секретности отбыл спецрейсом в Турцию. Утром 4 мая турецкий телеканал сообщил, что Гейдар Алиев помещен в клинику "Гюльхане", однако какой-либо информации о состоянии его здоровья не последовало.

Спустя три дня руководитель аппарата президента Рамиз Мехтиев заявил журналистам, что назначенное на 10 мая государственное мероприятие по случаю 80-летнего юбилея Г. Алиева может быть перенесено. Между тем, на 10 мая планировался визит в Баку президентов России, Грузии и Украины.

21 апреля во время выступления во Дворце Республики Алиев дважды терял сознание и падал, что было показано в прямой телетрансляции. И теперь азербайджанская общественность обсуждает разноречивые слухи, так как лечение президента ведется с соблюдением строгой секретности, и турецкие врачи не предоставляют четкой информации даже собственным СМИ.

Все это событие служит хорошим катализатором для активности оппозиционных сил. Оппозиционные партии и газеты не стесняются в выражениях, говоря о недееспособности Алиева, и настаивают на объявлении досрочных президентских выборов.

Еще 2 мая газета "Ени Мусават", отражающая позицию партии "Мусават", заявила, что Гейдар Алиев уже не может активно работать, и его главная задача на этот момент цель - демонстрировать, что он еще жив. Газета оппозиционной Демократической партии "Хуррийят" пошла еще дальше, сообщив своим читателям со ссылкой на "информированный источник", что президент находится в состоянии комы.

3 мая с ответным заявлением выступила Генеральная прокуратура Азербайджана, которая предупредила газеты "Ени Мусават", "Хуррийят", "Азадлыг" и "Миллиет" о недопустимости "неэтических и клеветнических публикаций о здоровье президента". Генеральный прокурор Закир Гаралов пригрозил возбудить уголовное дело против авторов таких материалов.

Далее события развивались бурно. В воскресенье 4 мая, около 21:30 группа молодых людей спортивного сложения ворвалась в редакцию оппозиционной газеты "Ени Мусават" и разгромила офис.

Как сообщил заместитель редактора "Ени Мусават" Габиль Аббасоглу, погромщиков было около 30 человек, часть из них находились в нетрезвом состоянии. Вначале они потребовали встречи с руководством газеты. Вышедшего к ним Аббасоглу избили, затем ворвались в приемную редакции и принялись крушить мебель. В течение 20-25 минут погромщики ломали оборудование и имущество редакции, избивали и оскорбляли журналистов, требуя прекратить писать о состоянии здоровья президента и критиковать правительство.

Один из журналистов смог дозвониться в полицию, и когда налетчики заметили через окно появившихся на улице полицейских, они стали разбегаться. По словам пострадавших, прибывшие к месту событий полицейские задержали шестерых налетчиков и доставили их в Сабаильское районное управление полиции. Впрочем, вскоре они были отпущены на свободу. "На сегодня никто из участников инцидента в редакции в Сабаильском управлении полиции не находится. Это я вам точно говорю", - заявил IWPR ответственный дежурный управления майор Мухтаров.

Главный редактор "Ени Мусават" Рауф Арифоглу расценил погром как политический заказ, направленный конкретно против оппозиционных СМИ. Председатель партии "Мусават" Иса Гамбар в свою очередь назвал инцидент попыткой дестабилизации ситуации и создания противостояния в обществе. По мнению заведующего отделом администрации президента Али Гасанова, случившееся "сделало явными проблемы между обществом и некоторыми СМИ". После нападения на "Ени Мусават" в редакции побывали представители различных международных организаций и дипломатических миссий, в том числе докладчик по Азербайджану в Совете Европе Жорж Кленрфайт. Но сами оппозиционеры и в столь ответственный момент не могут удержаться от междуусобицы.

4 мая в Баку проходил митинг с требованиями отставки Гейдара Алиева и проведения демократических выборов. В нем участвовали две из значительных партий - "Мусават" и демократы. Обе партии входят в Координационный центр оппозиции, самое крупное из антиправительственных объединений, но провели митинг, несмотря на то, что накануне центр принял решение об отмене акции. Другие партии участия в митинге не приняли, и в итоге на акцию вышли гораздо меньше людей - около 12 тысяч против обычных 20-25 тысяч человек.

Одним из тех, кто дал "добро" на проведение ведущей к расколу акции стал глава Демократической партии, бывший спикер парламента Азербайджана, политэмигрант Расул Гулиев.

Гулиев хорошо знаком большинству политических руководителей страны. Он работал с ними в одной команде до 1996 года и - что немаловажно - является выходцем из Нахчыванского региона, малой родины большинства входящих в правительственную элиту. Ныне против Гулиева в Азербайджане возбуждено уголовное дело по обвинению в хищении государственного имущества. Сам он отрицает эти обвинения, утверждая об их "политической мотивации".

26 апреля один из руководителей Демократической партии Нуреддин Мамедли заявил, что Европейский суд по правам человека рассмотрит дело Расула Гулиева о его свободном возвращении на родину. После положительного решения данного вопроса Гулиев сможет беспрепятственно возвратиться в Азербайджан и примет участие в президентских выборах. При этом он заметил, что вне зависимости от решения суда Гулиев собирается прибыть в Баку в начале августа.

Однако утром 2 мая экс-спикер был задержан сотрудниками Интерпола в Амстердаме. Примечательно, что за день до того глава МВД Азербайджана Рамиль Усубов встретился с главой Интерпола Рональдом Ноблом, побывавшем с визитом в Баку.

Результаты инцидента оказались неожиданными для азербайджанских властей. "Меня задержали сотрудники Интерпола. После часовой беседы меня отпустили, попросив извинения", - рассказал журналистам Гулиев. По словам Гулиева, власти Голландии подтвердили, что не имеют к нему претензий, и он может в любое время посещать эту страну. "Авторитета и доказательств алиевского режима хватило на один час, и теперь всем ясно, что обвинения против меня носят политический характер", - добавил Гулиев. После инцидента в Амстердаме Гулиев перебрался в Лондон, где находится сегодня, и где, по его словам, чувствует себя "комфортно".

Пока что ситуация в Азербайджане остается напряженной. Информации об истинном состоянии здоровья главы государства по-прежнему нет. Оппозиционные СМИ продолжают настаивать на необходимости отставки Алиева и проведения досрочных выборов. Одновременно официальные газеты публикуют обращения "общественности", клеймящие оппозицию.

Опубликовано 12 мая 2003 года