От чеченского геноцида к видению нового глобального ненасилия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Две Чеченские войны (1994-96, 99~) за последние 12 лет постсоветского переходного периода высветили во всей сложности тот негативный осадок, который дали вновь разыгранные глобальные геополитические игры мировых держав. Их значение крайне тревожно.
Парадокс в том, что в этот глобально взаимосвязанный информационный век мы видим народ, лишенный какой-либо практической помощи, подвергающийся беспредельной жестокости и находящийся на пути к тому, чтобы бывшая сверхдержава полностью уничтожила его. Становится совершенно ясно, что постсоветская Россия не желает менять старые методы и тактику имперски-тоталитарного управления, которую применял ее предшественник (СССР) в отношении своих бывших субъектов.
То, что казалось новой эрой, наступившей после победы ненасильственной революции в Москве в августе 1991, в конечном итоге стало возвратом к циничной культуре государственного культа, и власть вернулась в Кремль. Насколько ироничен этот контраст! Я лично участвовал в тех исторических событиях в Москве, и меня глубоко тронуло и воодушевило то, как Президент Ельцин оказывал почести трем молодым москвичам-мученикам, потерявшим свои жизни во время неудавшегося путча.
Сегодня, 12 лет спустя, найдется ли кто-нибудь, кто скорбит о более чем 30% населения всей Чечни, погибших за последние две войны? Кто заботится сегодня о сотнях и тысячах чеченских беженцах, которые бежали, куда глаза глядят, из смертоносной Чечни лишь затем, чтобы очутиться в невыносимо мучительных условиях, без надежды на достойное человеческое обращение с ними?
Все благородные принципы и серьезные цели Организации Объединенных Наций оказались бессильны предотвратить ужас и зверства, через которые прошло все население Чечни. Главные цели этой мировой организации - предотвращать рецидивы актов геноцида, освобождать все народы от колониального правления и защищать, и гарантировать универсальные права человека для всех людей. Трагедия Чечни - истинная трагедия не только потому, что целая нация прошла через физическую бойню, но также потому, что единственный мировой авторитет предал свой собственный принципиальный смысл (raison d'etre). Его провал очевиден. Почему это произошло?
Эта опасная тенденция отчасти обязана появлению в 21-м веке Новой Великой Игры, охватившей всю Евразию, поставившей на карту будущее той современной цивилизации, которую мы знаем. Ключевым моментом ее богатства является доступ к ресурсам потенциальной энергии, по большей части сосредоточенным в этом регионе планеты. Это все более напоминает битву за выживание. Ужасное беззаконие Чеченской трагедии, если оно останется проигнорированным и не вызовет сочувствия, скорее всего станет образцом для всего завтрашнего мира.
Что мы можем сказать об этом критическом тупике, какие новые подходы мы можем рассмотреть?
В этом своем вступлении я бы хотел предложить 4 уровня взаимодействия, что может помочь привнесению новой динамики и свежих подходов к таким ужасающе насильственным конфликтам, как Чеченский, и ко все более непосредственной угрозе глобальной войны между цивилизациями.
Ключевым компонентом такого нового видения является, прежде всего, установление верховенства Права на Жизнь, Права на Мир и Права на Свободу каждой личности над суверенностью национальных государств, равно как и над требованиями, которые выдвигаются движениями национального сопротивления. Эта новая верховная этика и метод ненасилия может работать только тогда, когда глобальное гражданское общество оказывается способным к мобилизации и эффективному вмешательству. Глобальное общественное вмешательство такого рода представляет собой заново рожденное сознание коллективной ответственности, взятие на себя попечительства и управления, при уважении к общему наследию цивилизаций человечества и к выживанию Планеты / Жизни. Такое заново пробужденное глобальное гражданское общество должно выйти за пределы узкого преследования национальных и государственных интересов. Оно может также усилить и предоставить эффективную поддержку ненасильственным национальным движениям, которые подавляются Государством.
В этом контексте, на журналистике и СМИ лежит решающая ответственность. Недостаток адекватной исторической и глобальной перспективы в том, как они отражают события, приводит к усугублению множества конфликтов, к их неправильному пониманию, к утрате возможности ненасильственного решения. Неадекватная журналистика ведет к тому, что потенциально значимые ненасильственные инициативы на местах оказываются проигнорированными и лишаются возможности быть представленными на международной арене. Поэтому местные инициативы не нашли глобальный гражданский отклик.
Мы все пережили ужасающие последствия и реакцию на невнимание к продолжающимся страданиям людей во многих страшных конфликтах. Сегодня эти конфликты становятся сильными символами, разделяющими мир, как никогда ранее. Информационные технологии и религия становятся основными инструментами, формирующими сознание и образцы поведения масс. Эти конфликты - поворотные точки в демонизации и сатанизации групп "противника" по ту сторону религиозной и цивилизационной разделительной черты. Однако такая демонизация не приносит ничего, кроме нашей собственной моральной, духовной и культурной деградации.
Как мы можем предотвратить разрастание различий между религиями и цивилизациями в насильственные столкновения? Где общие интересы нашей взаимозависимой и взаимосвязанной семьи наций? Может ли устаревшее понятие государственности быть заменено вновь обретенным пониманием отношений между судьбой нашей Планеты / Жизни и вечной духовностью и мудростью всех религий, которые учат неделимому единству и согласию всей жизни?
Ненасилие - это принципиальный подход, вытекающий из такого сознания. Может ли все человечество в наших нынешних перипетиях применить этот новый / старый принцип? С этим вызовом сегодня сталкиваемся мы все.
Дост. Дзюнсэй Тэрасава (Сэнсэй), буддийский монах из Японии,
Опубликовано 14 мая 2003 года