Заявление общественных организаций в связи с годовщиной подписания "Договора о Мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
12 мая 1997 года - День подписания в Москве "Договора о Мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия".
Этот день, 12 мая 1997 года, мог бы остаться в памяти последующих поколений как знаменательная веха, символизирующая окончание четырехсотлетней истории противостояния России и Чечни. По крайней мере, после подписания в Кремле указанного документа данное заверение, исходившее из уст первого президента РФ Бориса Ельцина, вселяло надежду на то, что между Россией и Чечней утвердился прочный мир, и что, наконец, раз и навсегда будет обозначен предел многовековому кровопролитию.
Пожалуй, впервые за всю историю российско-чеченских взаимоотношений в этот день между президентом Российской Федерации Б. Ельциным и президентом Чеченской Республики Ичкерия Асланом Масхадовым в Москве был подписан Договор о Мире, лейтмотивом которого стал принципиально и качественно новый подход к разрешению всех существующих противоречий между двумя сторонами.
Впредь любые вопросы должны будут решаться за столом переговоров, в строгом соответствии с нормами международного права. Настоящий документ в качестве разрешения спорных вопросов предусматривал, как указано в Статье 1-й, "навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов", а 2-я Статья этого Договора подчеркивает: "строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права".
Действительно, этот день мог стать рубежным между имперским прошлым России и светлым демократическим будущим, как к тому всегда стремились прогрессивные умы России, мечтавшие избавить свою страну от позорных пут рабства.
Поистине, был прав величайший из политиков прошлого столетия, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль, которому принадлежат знаменитые слова о том, что договор, заключенный с Россией, не стоит даже того клочка бумаги, на котором он записан. В период знаменитой Кавказской войны XIX столетия Россия заключала подобные договоры с чеченцами. Но, спустя некоторое время, они в одностороннем порядке нарушались Россией.
Причем, по вине той же России.
Ценой российско-чеченского военного конфликта, продолжающего более трех с половиной лет, стали бесчисленные страдания, похищения и внесудебные казни среди гражданского населения Чеченской Республики и гибель российских солдат, чьи тела практически ежедневно отправляются в Россию в качестве знаменитого "груза # 200". И пока еще не видно конца этому безумию.
Но, видимо, рано или поздно придется заканчивать российско-чеченскую войну. Однако поймут ли на этот раз политики, что нельзя больше манипулировать судьбами миллионов граждан России и Чеченской Республики? Или, осознав собственную безнаказанность, они вновь ринутся в очередные военные авантюры в виде "третьей антитеррористической военной кампании", которую в скором времени прогнозирует зам. Председателя Совета Федерации РФ Александр Торшин в "Российской Газете" (#82 (3196) от 29 апреля 2003 года).
Как бы это ни было тяжело, надо найти в себе силы и мужество, чтобы признать свои ошибки, и вернуться к исходной позиции, обозначенной в тексте Договора о Мире, и заново на качественно новом уровне попытаться развязать "гордиев узел" российско-чеченских проблем. Чеченские и российские неправительственные организации убеждены в том, что только политическими средствами, не повторяя на этот раз ошибок прошлого, можно урегулировать российско-чеченский военный конфликт и установить прочный и долговременный мир.
Список организаций, подписавших настоящее заявление:
- Имран Эжеев, Региональное отделение общества российско-чеченской дружбы;
- Либкан Базаева, Общественная организация "Женское Достоинство";
- Минкаил Эжиев, Региональное отделение общества российско-чеченской дружбы;
- Магомед Мусаев, Общественная организация "Зов Предков";
- Кока Хачукаева, Правозащитная организация "Боль матерей Чечни";
- Абдулла Истамулов, Международный объединенный комитет беженцев из Чечни;
- Тамара Гузуева, Общественная организация "Лик будущего";
- Рамзан Дидаев, Общественная организация "Лига прогрессивных сил Чеченской Республики";
- Леча Ильясов, Общественный центр "Латта";
- Руслан Сусаев, Общественная организация "Гражданский протест";
- Изруддин Алдамов, Общественная организация "Ламанан Шовда";
- Тимур Алиев, Межрегиональная общественная организация "Институт общественного развития Тимура Алиева";
- Руслан Бадалов, Региональное общественное движение "Чеченский Комитет Национального Спасения", Национальный Олимпийский Комитет Чечни;
- Усам Байсаев, Правозащитный центр "Мемориал"
- Бауди Дудаев, Общественная организация "Союз Вынужденных Переселенцев из Чеченской Республики";
- Зарман Махаджиева, Правозащитная организация "НИЙСО";
- Элиза Мусаева, Правозащитный центр "Мемориал";
- Мурад Нашхоев, Независимый консультативный совет;
- Зулай Багалова, Культурный центр "ЛАМ", заслуженная артистка РСФСР;
- Хеда Саратова, Общественная организация "Пресс-Центр";
- Матэ Цихесашвили, Комитет по розыску людей, пропавших без вести;
- Лема Шахмурзаев, Институт политической культуры "ЛАМАСТ";
- Тоита Юнусова, Региональное отделение ММО "Эхо Войны";
- Зайнап Гашаева, Сопредседатель ММО "Эхо Войны";
- Адлан Динаев, Общественная организация "Ламанан Аз" ("Голос Гор");
- Мадина Магомадова, Ассоциация "Матери Чечни за мир";