Второй тур выборов президента усилил протестный потенциал в Южной Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Содержательных дискуссий во время дебатов кандидатов в президенты Южной Осетии не получилось, так как они свелись к взаимным обвинениям, отметили опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" аналитики. По их мнению, явка во втором туре будет высокая, а в случае нарушений на выборах возможны массовые протесты.
Как сообщал "Кавказский узел", на 8 мая в Южной Осетии запланирован второй тур выборов президента. 6 мая ЦИК республики отказался открывать дополнительные участки для выборов, после того, как избиратели высказали требование об этом. В Цхинвал уже начали прибывать наблюдатели из России, Абхазии, Донецкой и Луганской народных республик, а силовики перешли на усиленный вариант несения службы.
По итогам первого тура выборов президента Южной Осетии, который прошел 10 апреля, во второй тур вышли лидер партии "Ныхас" Алан Гаглоев, набравший 38,55% голосов, и действующий президент Анатолий Бибилов (34,95% голосов). Итоговая явка составила 82,07%, говорится в опубликованной на "Кавказском узле" справке "Главное о президентских выборах в Южной Осетии".
В ходе дебатов кандидатов на пост президента Южной Осетии перед вторым туром выборов каких-то содержательных дискуссий по поводу будущего республики не было, заявил корреспонденту "Кавказского узла" бывший советник Анатолия Бибилова Сослан Джусоев, который считает, что результаты выборов и ход голосования могут спровоцировать массовые протесты.
"К сожалению, дебаты приняли форму личной полемики, поэтому говорить о какой-то ясности в этом плане я бы не стал", – сказал Сослан Джусоев. Борьба во втором туре шла за электорат, который не голосовал за Бибилова и Гаглоева – это, в принципе, все протестные голоса оппозиции, и по идее они должны перейти к Гаглоеву, уверен он.
По словам Джусоева, о протестном потенциале можно судить по тому, что народ Южной Осетии выражал свое возмущение – и по поводу переноса выборов, и по поводу открытия дополнительных участков. "В тот день, когда суд принял решение о переносе выборов, у здания собрались люди, около сотни человек. То есть, возмущение было и тогда, другое дело, что оно ни к чему не привело, и выборы все-таки перенесли", – сказал он. Возмущение по поводу дополнительных избирательных участков также было, отметил Джуссоев. Он не исключает, что оппозиция могла вывести людей на акции протеста, если бы дополнительные участки все же открыли.
Второй тур выборов ЦИК изначально назначил на 28 апреля, которое выпадает на четверг. Верховный суд Южной Осетии отменил это решение, удовлетворив иск живущих во Владикавказе избирателей, которые требовали перенести голосование на выходной день. Изучив решение суда, Центризбирком решил, что второй тур выборов президента Южной Осетии пройдет 8 мая. Центризбирком Южной Осетии рассмотрел вопрос об открытии дополнительных участков в Северной Осетии и решил не изменять число участков для голосования во втором туре выборов президента. 8 мая откроются 76 избирательных участков, в том числе во Владикавказе, Москве и Сухуме. "Всего будет функционировать 76 избирательных участков, как и в первом туре. На территории республики будет открыто 72 участка, два – в Северной Осетии и по одному – в Абхазии и Москве", – сказали 6 мая в ЦИК.
Джусоев прогнозирует высокую явку избирателей во втором туре президентской гонки.
С ним согласен и автор блога и подкаста о Северной Осетии Rajdian Алик Пухаев. По его мнению, явка во втором туре будет более 80%, потому что, как указывает блогер, население Южной Осетии "всегда проявляло высокую политическую активность".
По его мнению, протест можно будет увидеть на самих выборах. "У людей в голове есть дата, что 8 мая будут выборы и тогда будет все решаться, и все вопросы, которые возникают, и все возмущение они будут переносить на эту дату. Если восьмого числа будут какие-то нарушения, то, я думаю, протест будет большой", – заявил заявил корреспонденту "Кавказского узла" Пухаев.
При этом он также раскритиковал дебаты кандидатов. "На мой взгляд, единственное, что могло прояснить намерение кандидатов относительно будущего Южной Осетии – это дебаты. Дебаты, к сожалению, свелись к взаимным обвинениям. И если Алан Гаглоев предпринял несколько попыток озвучить свою программу, хотя так и не сделал этого, то кандидат Бибилов просто постоянно говорил про детектор лжи", – указал автор блога и подкаста о Северной Осетии Rajdian Алик Пухаев.
По мнению журналиста Мурата Гукемухова, явка в первом туре в 75% говорит о том, что избиратель неравнодушен к выборам в Южной Осетии. Журналист считает, что это была настоящая явка, а не дутая, а акции протеста могут начаться, если оппозиция решится на это.
"Протестов нет, потому что не зовут на площадь спикеры протестного электората. Для них и для их кандидата Гаглоева важно, во-первых, не сорвать выборы, потому что победа у них почти в кармане. А во-вторых, продемонстрировать лояльность кураторам. Умение провести выборы без кризиса – один из главных критериев уже в оценке их компетентности", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мурат Гукемухов.
Югоосетинский избиратель очень активен, и на голосование во втором туре придет больше людей, убежден Журналист и активист из Южной Осетии Тимур Цхурбати. Он также указал на протестный потенциал.
"Активных протестов не было по той причине, что люди ждали, что все разрешится тихо, мирно в рамках закона. Потому что открытие новых участков противоречит закону… Но все были готовы к активным действиям, если бы произошло какое-то нарушение закона. Так что в этом плане сетовать на пассивность югоосетинского избирателя не приходится. А попытка открыть новые участки была предпринята Анатолием Бибиловым с целью привлечь для себя новые голоса", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Тимур Цхурбати.
Он считает, что, несмотря на то, что дебаты кандидатов строились на взаимных претензиях, сам факт их проведения – уже позитивный момент. "Сам факт дебатов, несмотря на его невысокий уровень, был все же хорош. Мы увидели, что это что-то дает. Мы увидели истинное лицо нашего действующего президента. Алан Гаглоев выглядел в разы предпочтительнее, потому что создавалось такое впечатление, что Бибилов не понимает, где он находится, у него полностью отсутствовало понятие презумпции невиновности. И когда он в прямом эфире [обвинял Гаглоева в связи с криминальным миром], это от него многих отвратило. К сожалению, взгляды на будущее республики мы так и не услышали в теледебатах. Но, в общем, они понятны. Анатолий Бибилов использовал свою старую заезженную карту о вхождении в Россию. Против этого никто не возражал, Гаглоев в том числе. Просто на данный момент это было очень несвоевременно, и было понятно, что Анатолий Ильич хочет просто завоевать голоса избирателей, и на самом деле он понимает, что никакого вхождения в Россию на данный момент быть не может", – сказал Тимур Цхурбати.
Напомним, МИД Грузии назвал незаконными и не имеющими юридической силы выборы в Южной Осетии, которая считает Абхазию и Южную Осетию территориями, оккупированными Россией после "Пятидневной войны" 2008 года. С аналогичным заявлением выступили МИД Германии, Литвы, Латвии и Азербайджана. Итоги прошлых выборов президента Южной Осетии, которые прошли в 2017 году, отказались признать, помимо Грузии, США, Евросоюз, НАТО и Азербайджан. Представители США, Евросоюза, НАТО, неоднократно высказывали заявления в поддержку территориальной целостности Грузии. Так, 7 июля 2019 года комитет Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) одобрил предложенную Грузией резолюцию, которая призвала Россию отменить решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также заявил о поддержке территориальной целостности страны в ходе визита в Грузию в марте 2019 года
Отметим, что в Грузии выборы посещает множество иностранных наблюдателей. Осенью 2021 года на муниципальные выборы в стране приехали наблюдатели от 52 международных организаций, в том числе от Миссии офиса по Демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, посольства США, Европейской сети организаций по мониторингу выборов, Международного республиканского института, а также Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Власти России при этом ограничили число наблюдателей во время выборов осенью 2021 года в Госдуму, объяснив это санитарно-эпидемиологической обстановкой. Тем не менее всего на выборах в Госдуму работали 245 официально аккредитованных иностранных наблюдателей из 59 стран, представлявших 10 международных организаций, сообщила 19 сентября 2021 года "Российская газета".
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
Материалы о ходе предвыборной кампании и выборах президента Южной Осетии "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Выборы в Южной Осетии".
* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.