Аналитики оценили потенциал протестного движения в Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

У протестного движения в Армении есть потенциал и критическая масса, способная парализовать госуправление, однако организаторы пока неверно используют их, считают политтехнолог Армен Бадалян и политолог Андриас Гукасян. Результаты внутриполитического противостояния в Армении зависят от внешних факторов, уверена политобозреватель Наира Айрумян.

Как писал "Кавказский узел", с 25 апреля оппозиция в Армении проводит акции протеста с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна, сопровождающиеся задержаниями манифестантов. 2 мая оппозиционеры призвали своих сторонников парализовать движение по всей стране. В тот день были задержаны 244 человека. Оппозиционеры и журналисты упрекнули силовиков в необоснованной агрессии, о несоразмерном применении силы со стороны полицейских заявили и активисты "Союза информированных граждан". Сегодня протестующие продолжили свои акции, Служба нацбезопасности Армении заявила о готовящемся штурме здания правительства, а оппозиционные депутаты в парламенте озвучили требование об отставке Пашиняна.

13 апреля премьер-министр Никол Пашинян не исключил возможности "снизить планку" по вопросу статуса Нагорного Карабаха, сославшись на призывы международного сообщества. Также он сказал, что мог бы избежать жертв в осенней войне 2020 года, сдав территории. Его заявления вызвали возмущение в Армении, которое вылилось в акции протеста.

Протестное движение в Армении воспользовалось достаточной поддержкой, чтобы начать действия, которые вызвали бы паралич власти и полиции, считает политолог Андриас Гукасян. По его словам, критическая масса сформирована, но организаторы протестного движения повторяют технологии 2018 года, что изначально ошибочно.

"Эта тактика говорит или о преднамеренном израсходовании ресурсов, или об отсутствии понимания логики мирной борьбы. В результате протестное движение идет неверным путем, что может привести к его краху", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Андриас Гукасян.

Никол Пашинян занял пост премьер-министра Армении после массовых акций протеста четыре года назад. Чуть больше десяти дней потребовалось жителям Еревана на то, чтобы власти Армении исполнили требования протестующих и пошли на попятную в ходе “бархатной революции” в апреле 2018 года. Под давлением протестующих согласился уйти в отставку с поста премьера Серж Саргсян, который 10 лет был президентом Армении и не сдержал своего обещания не претендовать на высшие посты в руководстве страны. Однако и после свержения Саргсяна массовые протесты в стране не прекратились. Никол Пашинян возглавил оппозицию и претендовал на пост премьер-министра Армении, в итоге ему удалось стать главой правительства страны. "Кавказский узел" вел фотохронику "Как Пашинян идет к власти: вехи "бархатной революции", а новости о ходе "бархатной революции" размещал на тематической странице "Пашинян берет власть".

Задачей сегодняшних акций неповиновения является блокировка центрального административного здания, откуда осуществляется управление страной, указал политолог. "Движение обладает всеми ресурсами - и финансовыми, и людскими, и медиа, чтобы эту задачу выполнить. Но протестное движение парализует работу городских коммуникаций вместо того, чтобы парализовать работу госуправления и добиться принятия собственной политической повестки. Не исключаю наличие договоренности между правящей силой и оппозицией. Такое в новейшей истории Армении было неоднократно", - предположил Гукасян.

протестное движение парализует работу городских коммуникаций вместо того, чтобы парализовать работу госуправления и добиться принятия собственной политической повестки. Не исключаю наличие договоренности между правящей силой и оппозицией. Такое в новейшей истории Армении было неоднократно

Ни второй президент Армении Роберт Кочарян, ни третий президент страны Серж Саргсян, которые поддерживают протестующих, не воспринимаются как защитники интересов Нагорного Карабаха, в том числе в карабахском обществе, считает он. "После прихода к власти они прервали или свели до символичного минимума свои связи с Арцахом (Нагорным Карабахом – прим. "Кавказского узла"). Для них Арцах стал трамплином для прихода к власти в Армении, контроля над финансовыми ресурсами и бизнесом", - сказал политолог.

При этом, по его мнению, личное участие бывших президентов в протестном движении не отторгает людей от участия в акциях. "Все понимают, кто такие Кочарян и Саргсян. В протестном движении достаточно много людей, которые считают, что нужно защитить Арцах, несмотря на возможность реванша и возвращения к власти коррумпированного режима, тех, кто несет ответственность за миграцию, за провалы в сфере национальной безопасности и социально-экономического блока. Есть и те, кто им не доверяет. Но есть и те, кто видит в них возможность добиться успеха, так как им подвластны колоссальные ресурсы, которые дают шанс на успех. Но во что в итоге будет конвертирован успех, от сторонников движения не зависит", - подчеркнул Андриас Гукасян.

Явных лидеров у протестного движения в Армении в настоящее время нет, у движений бывает период, когда не бывает выраженных лидеров, продолжил он. "Формально движение выступает не за то, чтобы конкретный человек пришел к власти, а чтобы конкретный человек ушел, чтобы были новые выборы, которые и определят, кто придет к власти. Появление явного лидера негативно повлияет на участие самих партий, так как между политическими силами есть борьба", - пояснил политолог.

Формально движение выступает не за то, чтобы конкретный человек пришел к власти, а чтобы конкретный человек ушел, чтобы были новые выборы, которые и определят, кто придет к власти. Появление явного лидера негативно повлияет на участие самих партий, так как между политическими силами есть борьба

По его словам, попытка сыграть на необоснованной жестокости силовых структур тоже неверная стратегия. "Повторять шаги, которые делали другие в других условиях, с другими политическими целями, не видеть содержательной разницы и копировать, неверно. Не думаю, что насилие против кого-либо из представителей прежней
политической элиты вызовет негативные чувства в обществе, которое с ненавистью относились к Кочаряну и Саргсяну, их эпохе правления", - полагает Гукасян.

Силовики при разгоне протестующих в Ереване действуют излишне жестко и необоснованно скрывают свои идентификационные данные, указали опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники, комментируя задержания манифестантов 2 мая. Полиция при задержании сторонников оппозиции на акциях протеста в Армении действует агрессивно, ряд активистов получили телесные повреждения и переломы, заявила омбудсмен Кристине Григорян.

На самом деле армянское общество оказалось перед дилеммой: победа – означает регресс, отказ от демократического правления и возвращение к коррупционной эпохе, а поражение позволит Пашиняну спекулировать о якобы согласии общества "сдать" Нагорный Карабах, добавил Гукасян.

Политтехнолог Армен Бадалян считает, что протестное движение в Армении имеет потенциал. Но организационные вопросы в этом движении, по его мнению, хромают.

"Однозначно сказать, что протест набирает обороты, нельзя. В чем-то набирает, в чем-то – нет. Например, на митингах и акциях неповиновения число участников увеличилось. Если вначале самостоятельно перекрывали улицы, теперь привлекают для этих целей машины. Другой вопрос, насколько эффективно протестующие используют свой потенциал. У организаторов нет опыта управления массами, отсутствует креативный подход", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Армен Бадалян.

Полиция действует чрезвычайно жестко, что может содействовать увеличению числа сторонников протестного движения, добавил он. "Правда, это не приведет к резкому увеличению числа участников акции протеста. Но человек 50-150 может выйти и поддержать активистов", - высказал свое мнение политтехнолог.

Он также считает, что у протестного движения на данный момент нет очевидных лидеров. "Есть [вице-спикер парламента от фракции "Айастан", член партии АРФ "Дашнакцутюн"] Ишхан Сагателян, [депутат фракции "Айастан"] Гегам Манукян, [глава оппозиционной фракции "Честь имею", лидер партии "Отечество"] Артур Ванецян. Но они, скорее, организаторы, нежели, лидеры. Видимого лидера, который сделает заявку на власть, нет. Может быть, за кулисами уже есть договоренность, но ее для общественности не озвучивают. Кроме того, наличие выраженного лидера может внести раскол между Республиканской партией Армении, АРФ "Дашнакцутюн" и партией "Отечество". Сейчас не время выдвигать лидеров на первый план, сейчас время создания хаоса", - подчеркнул Бадалян.

Видимого лидера, который сделает заявку на власть, нет. Может быть, за кулисами уже есть договоренность, но ее для общественности не озвучивают

Он не исключил, что если оппозиции не удастся расширить масштабы протестов, то они пойдут на спад. "Другой слабой стороной оппозиции является пиар. Медиасопровождение протестного движения неудачное. Есть ресурсы, есть сценарий, но режиссура неверная, вернее, нет режиссера", - пояснил политтехнолог.

По его мнению, присутствие Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна не отталкивает сторонников протестов от участия в акциях, так как они присоединились к борьбе, понимая, что бывшие президенты, так или иначе связаны с протестами. "Те, кто не признает Кочаряна и Саргсяна, не участвуют в протестах. При этом сложно сказать, что они воспринимаются защитниками Арцаха. Есть дискурс – Пашинян сдает Арцах, Пашинян должен уйти, а потом посмотрим", - считает Бадалян.

Политический обозреватель Наира Айрумян заявила, что не видит массовых акций протеста и неповиновения. По ее мнению, кто-то просто раскручивает события.

"Для Еревана неудобства – привычное состояние, так что людей волнует не созданный дискомфорт. Я не могу сослаться на соцопросы и другие данные, но по моим ощущениям, репутация Никола Пашиняна в обществе существенно уступает довоенному уровню и близка к исчерпанию из-за его курса на пораженческий мир, согласие обсуждать "пониженный статус" Арцаха, внешнеполитический курс. Но соразмерной альтернативы этому курсу пока еще не видно в обществе. Представители протестующих сил открыто говорят, что не будут подвергать ревизии трехстороннее заявление о прекращении войны в Арцахе и стратегический союз с Россией, членство в ОДКБ и ЕАЭС. А если нет ревизии, то не ясно, зачем смена власти", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Наира Айрумян.

Представители протестующих сил открыто говорят, что не будут подвергать ревизии трехстороннее заявление о прекращении войны в Арцахе и стратегический союз с Россией, членство в ОДКБ и ЕАЭС. А если нет ревизии, то не ясно, зачем смена власти

По ее мнению, разговоры о "токсичности" Роберта Кочаряна или Сержа Саркисяна – это умелый антипиар. "Дело не в их личностях, не в восприятии общества и даже не в количестве сторонников или противников власти и оппозиции. Внешнеполитический контекст формирования власти в Армении слишком велик, а с ним пока еще не все определенно", - полагает Айрумян.

По ее мнению, конечные результаты внутриполитического противостояния в Армении будут зависеть от результатов российской военной операции на Украине, начатой 24 февраля. "Если Россия проиграет, она потеряет управление и в нашем регионе - некому будет управлять процессом, и внутриполитическое поле останется само по себе, пока ключевые игроки не сменят внешнеполитический лагерь", - пояснила Наира Айрумян.

Напомним, масштабным акциям неповиновения в Армении предшествовала круглосуточная акция протеста на площади Свободы в Ереване, которую 17 апреля объявил Артур Ванецян и его сторонники. Днем 18 апреля к ним примкнули активисты Нвер Киракосян и Артур Авагян, которые объявили голодовку, чтобы привлечь внимание жителей Армении к проблеме статуса Нагорного Карабаха. Они заявили, что прервут голодовку и перейдут к другим формам борьбы, как только к ним присоединится достаточное количество сторонников. 21 апреля Нвер Киракосян и Артур Авагян собрали почти тысячу подписей своих сторонников, а 22 апреля прекратили голодовку, заявив, что намерены продолжать борьбу другими методами. В армянском обществе велик запрос на смену власти, но у оппозиции недостаточно ресурсов для того, чтобы противостоять власти Пашиняна, отметили 23 апреля опрошенные "Кавказским узлом" политологи и политобозреватели.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"