Судья Верховного суда Чечни отказался рассматривать дело Мусаевой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Самоотвод по делу Заремы Мусаевой взял судья Верховного суда Чечни Дмитрий Горбовцов, сославшись на тесные отношения с ее мужем, бывшим федеральным судьей Сайди Янгулбаевым. Отказ Генпрокуратуры представлять в ЕСПЧ информацию о состоянии здоровья Заремы Мусаевой является нарушением обязательств России, сообщил "Комитет против пыток"*.

Как писал "Кавказский узел", Зарема Мусаева 1 февраля была обвинена в нападении на силовика, суд арестовал ее до 1 апреля, затем арест был продлен до 27 апреля. В суд и СИЗО ей несколько раз вызывали скорую помощь. Верховный суд Чечни 10 февраля рассмотрел жалобу защиты на арест Заремы Мусаевой и просьбу перевести ее под домашний арест в связи с состоянием здоровья, однако отказал в этом.

 Зарема Мусаева, супруга бывшего федерального судьи Сайди Янгулбаева, была 20 января увезена силовиками из Нижнего Новгорода в Грозный. Янгулбаевых ждет место "в тюрьме или под землей", заявил глава Чечни Рамзан Кадыров. 22 января он обвинил их семью в организации террористической сети и поддержке терроризма. 1 февраля депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов разместил в Instagram ролик, в котором пригрозил расправой семье Янгулбаевых и наказанием тем, кто переведет эти его слова с чеченского на русский язык, с осуждением Янгублаевых выступил и ряд высокопоставленных чеченских силовиков и чиновников. После этого Сайди Янгулбаев и его дочь покинули Россию. Абубакар Янгулбаев выехал из страны еще в конце 2021 года, а другой сын Мусаевой, Ибрагим Янгулбаев, объявлен в федеральный розыск по делу об оправдании терроризма. Росфинмониторинг включил его в реестр экстремистов и террористов. 30 марта стало известно, что Следственное управление СКР по Чечне отказалось проводить проверку по факту угроз семье Янгулбаевых, озвученных ранее высокопоставленными чеченскими силовиками. 

Судья Верховного суда Чеченской Республики Дмитрий Горбовцов взял самоотвод по работе с делом Мусаевой на том основании, что находился в "определенных товарищеских и деловых отношениях" с супругом Заремы - бывшим федеральным судьей Сайди Янгулбаевым, сообщил сегодня "Комитет против пыток"*.

Зарема Мусаева почти три месяца находится в СИЗО в Грозном. Генпрокуратура 25 марта отказалась представлять в ЕСПЧ информацию о состоянии здоровья Мусаевой, сославшись на то, что оно является стабильным, указано в сообщении в Telegram-канале "Комитета против пыток".

Юристы сочли отказ Генпрокуратуры информировать ЕСПЧ о состоянии здоровья Мусаевой нарушением. "Мы направили свои возражения в Европейский суд по этому поводу, а ЕСПЧ передал их Генпрокуратуре РФ. Решение об отмене обеспечительных мер принимается Судом, исходя из анализа развития ситуации заявителя. В данном деле Генпрокуратура должна была попросить отменить обеспечительные меры, обосновав свою позицию, а не отказываться в одностороннем порядке от предоставления документов. Это нарушение со стороны властей Российской Федерации", - приводятся в пресс-релизе "Комитета против пыток"* слова юриста отдела международно-правовой защиты Эльзы Валиевой.

У Заремы Мусаевой сахарный диабет со множественными осложнениями, и колонии, спецприемники и СИЗО не могут содержать людей с этим заболеванием, указал 11 февраля сын Мусаевой, юрист Абубакар Янгулбаев. ЕСПЧ в соответствии с правилом 39 регламента суда 14 февраля обязал правительство России каждые две недели представлять документальную информацию о состоянии здоровья Мусаевой и об оказании ей медицинской помощи, перечне назначений, лекарств и проведенных осмотров.

Выход России из Совета Европы не снимает с нее обязанностей, которые были взяты в рамках Европейской Конвенции по правам человека по всем нарушениям, возникшим до 16 сентября. "Европейский суд указал, что Россия перестанет быть Высокой Договаривающейся Стороной только после 16 сентября. И это означает, что по всем нарушениям, допущенным российскими властями до этой даты, Россия будет нести ответственность в рамках Европейской Конвенции", – сказали юристы Центра защиты прав СМИ** "Кавказскому узлу".

Юристам не удалось добиться расследования действий чеченских силовиков в Нижнем Новгороде,которые силой увезли Мусаеву в Грозный, отметил юрист нижегородского отдела расследований организации Сергей Шунин. "Фактически следственные органы Нижегородской области расписались в своей беспомощности. Мы обжалуем их бездействие, но все заявления о преступлении по делу Заремы Мусаевой либо перенаправляются в Чечню, либо рассматриваются как обычные обращения", - заявил он.

Сын Заремы Мусаевой Абубакар Янгулбаев заявил сегодня, что практически все судьи Верховного суда Чечни хорошо знакомы с его матерью. "В Верховном суде Чечни почти каждый лично знает маму, и она кормила их с нашего стола, когда они гостили у нас. По закону ВС ЧР не может рассматривать жалобы и заявления по маме", - написал он сегодня в своем Telegram-канале.

"Кавказский узел" также писал, что члены семьи Янгулбаевых так и не получили ответа от следствия на свои заявления об угрозах, разжигании ненависти и клевете со стороны высших должностных лиц Чечни. Юристы "Комитета против пыток"* после похищения Заремы Мусаевой подали 10 ходатайств, 21 жалобу, 11 обращений, два запроса и семь заявлений на действия силовиков, однако результатов не последовало, сообщили ранее правозащитники.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp*** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Подробности о конфликте Кадырова с Янгулбаевыми можно прочитать в справочным материалах "Кавказского узла" "Как Янгулбаевы стали врагами Кадырова" и "Главное о борьбе кадыровцев с Янгулбаевыми". Новости о преследовании семьи Янгулбаевых собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Борьба Кадырова с Янгулбаевыми".

* "Комитет против пыток" в 2015 году был внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. В связи с этим руководители ликвидировали организацию и создали новое юрлицо — "Комитет по предотвращению пыток". Оно также было внесено в список иноагентов, организация была закрыта. В настоящее время "Комитет против пыток" работает как незарегистрированное общественное объединение.

** организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

*** 21 марта Тверской суд Москвы запретил деятельность в России компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор: