Нарушений в ходе президентских выборов было немного, считает Генпрокурор Армении Арам Тамазян

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Он также заявил, что в распоряжении прокуратуры имеется всего несколько заявлений о вбросах в избирательные урны поддельных бюллетеней, которые, однако, не подтвердились.

-Вправе ли прокуратура комментировать решение Конституционного суда, как это имело место в распространенном 17-го апреля сообщении Генпрокуратуры республики, в котором, в частности, отмечалось, что решение КС "носит морально-пропагандистский, всеобучающий характер и содержит положения, присущие декларативному документу"?

-Мы коснулись в основном 4-го пункта решения КС, который затрагивает рамки полномочий прокуратуры. Было отмечено, что прокуратура действует в рамках полномочий, установленных для нее Конституцией и законами страны. И поскольку в решении Конституционного суда содержались неправомочные поручения прокуратуре, мы решили дать профессиональный комментарий. В частности, речь шла о сроках предварительного следствия и органе, осуществляющем предварительное следствие, о гласности и других положениях, которые регулируются в установленном законом порядке и не требуют новых указаний.

-А какие самостоятельные шаги предприняла прокуратура по выявленным нарушениям Избирательного кодекса?

-Много говорится о поддельных конвертах и печатях избирательных комиссий, однако до сих пор не представлено заключение экспертизы по этим фактам.

-Уже закончилось и рассмотрение иска в Конституционном суде, однако сомнения в том, что посредством этих печатей было подделано около миллиона избирательных бюллетеней не рассеялись.

-Есть вопросы, выяснение которых требует времени. В период избирательной кампании очень сложно приглашать членов избирательных комиссий для получения разъяснений. Гораздо легче допрашивать их, когда они не выполняют свои обязанности. Приведу пример. В ночь с 18 на 19 февраля в прокуратуру принесли 372 избирательных бюллетеня. Мы сразу возбудили по данному факту уголовное дело. Но сейчас никто из лиц, доставивших бюллетени, не может сказать, от кого они их получили. Если бы мы получили ответ на этот вопрос, то сразу бы раскрыли это дело. И таких случаев много. Вот почему в ходе следствия возникают сложности, и приходится проверять, не замешаны ли в том или ином деле лица, сообщающие нам о подобных фактах.

-Лишние пачки бюллетеней могут оказаться в руках лишь тех, кто контролирует работу избирательных комиссий, а также в типографиях, печатающих бюллетени для голосования. Не стоит напоминать о том, что никто, кроме властей, такими рычагами не обладает.

-Я не разделяю Ваше мнение. Возможность что-либо напечатать в типографии имеют все. Если печатают даже деньги, то что говорить об избирательных бюллетенях.

-Можно ли то же самое утверждать о печатях?

-Мы пока не получили заключения экспертизы, поэтому не можем наверняка знать, принадлежит ли печать Центризбиркому. Могу лишь сказать, что этими печатями заверялись не только упомянутые Вами конверты, но и свидетельства доверенных лиц и тысячи других документов. Если экспертиза выявит, что печать действительно принадлежит ЦИК, мы проведем следствие, чтобы выяснить, как были обнаружены предоставленные нам 10-11 конвертов.

-В прессе приводятся данные лиц, допустивших нарушения, по которым Избирательный кодекс предусматривает привлечение к ответственности. Скажем, голосование вместо другого лица, из-за чего многие граждане не смогли реализовать свое избирательное право. Подготовлены ли материалы по таким случаям?

-Конечно. На основе заявлений о нарушениях возбуждено более 10 уголовных дел. Около 60 жалоб отклонены. По каждому такому случаю мы можем предоставить всю необходимую информацию. В этой сфере мы работаем открыто - нам скрывать нечего. Если есть факты, которые содержат состав преступления по предусмотренным Избирательным кодексом нарушениям, мы в обязательном порядке возбуждаем уголовное дело. Несколько дней назад из Конституционного суда поступила информация по ряду фактов. В течение трех дней была проведена колоссальная работа. В результате выяснилось, что восемь случаев были в свое время проверены. В отношении остальных фактов допросили определенный круг лиц, провели экспертизы и другие оперативные мероприятия.

-В прессе появились публикации о двух случаях нарушений, по которым было отказано в возбуждении дела. Один из них касается фальшивых заявлений от представляющих Национально-демократический союз членов избирательной комиссии 6-го округа, второй - грубого обращения с журналистами со стороны члена избирательной комиссии, действовавшей в школе им. Ширванзаде.

-Мне доложили об этих фактах. Их изучение выявило, что была предпринята попытка заменить в комиссии одних доверенных лиц на других без согласия первых.

-Статья 133 "прим" Уголовного кодекса предусматривает лишение свободы до пяти лет за фальсификацию результатов голосования. Кому-нибудь предъявлено обвинение по этой статье? Ведь даже в решении Конституционного суда признается юридическая обоснованность этих фактов.

-Мы, разумеется, изучаем появляющиеся в прессе публикации. Что касается представленных нам заявлений, то они не содержат факты вопиющих правонарушений. Мы получили всего несколько жалоб на вбросы поддельных бюллетеней на некоторых избирательных участках Эчмиадзина. Прокуратуре области было поручено провести проверки, допросить всех членов комиссий. Последние свидетельствовали о том, что подобных случаев не было.

-Имеются факты и бесспорных нарушений. Скажем, государственные СМИ не обеспечили равные условия для всех кандидатов. Какие меры предприняла прокуратура в этом направлении?

-Контроль за соблюдением норм Избирательного кодекса должна осуществлять не прокуратура, а Центризбирком. Если ЦИК считает необходимым вмешательство прокуратуры, то в этом случае материалы уголовно наказуемого дела присылают к нам, а мы уже даем им ход. Существует определенный порядок, который мы не можем нарушать. Многие вопросы не входят в нашу компетенцию.

Опубликовано 22 апреля 2003 года

Автор:
источник: Газета "АРАВОТ" (Армения)