Феминистки в Баку потребовали расследовать преступления против женщин
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Группа феминисток провела сегодня шествие в центре Баку, потребовав от властей принять меры для предотвращения семейного насилия и активнее защищать права женщин. Полиция взяла группу активисток в оцепление и сопровождала на протяжении всей акции, не позволяя присоединиться к ней новым участникам.
Как писал "Кавказский узел", впервые феминистки в Баку попытались провести акцию "Выступи против насилия" 8 марта 2019 года. Силовики разогнали их, чем подтвердили наличие "мощных гендерных стереотипов" в азербайджанском обществе, констатировала журналистка Хадиджа Исмайлова. 8 марта 2020 года участники организованного феминистками шествия в Баку указали властям на проблему семейного насилия; полицейские задержали нескольких участников акции. В этом 2021 году полиция разогнала марш феминисток в Баку, вышедших протестовать против гендерного неравноправия и преступлений против женщин на бытовой почве. Активистки заранее уведомили власти об акции, но получили отказ в согласовании, сообщила одна из организаторов Гюльнара Мехтиева.
Феминистки Азербайджана отметили Международный день женщин акцией под девизом: "Марш 8 – Не можем молчать". Акция была объявлена в Facebook, где было создано мероприятие "Марш 8 – Не можем молчать". К началу акции 8 марта в 15.00 (14.00 мск) 68 пользователей отметили, что намерены принять участие в марше.
Организаторы объяснили мотивы проведения марша. "В течение 2021 года и первых двух месяцев 2022 года нас всех потрясли новости о жестоких убийствах женщин, сексуальном насилии над несовершеннолетними и ранних браках. Большинство этих случаев произошло в результате бездействия государства, которое должно защищать наши права", – было написано под воззванием к акции.
"В 2021 году, по меньшей мере, были убиты 72 женщины. При этом 43% женщин были убиты своими мужьями. Количество преступлений, связанных с домашним насилием, зарегистрированных в 2021 году (1499 преступлений), на 19% больше, чем в предыдущем году. 78,5% жертв домашнего насилия составляют женщины", – далее говорилось в тексте.
По ее словам, государство не проводит необходимой работы для предотвращения преступлений на гендерной почве. "В результате ситуация не только не улучшается, но и ухудшается, и мы становимся свидетелями шокирующих преступлений. В прошлом году полицейский застрелил свою жену прямо в отделении полиции, куда она пришла пожаловаться на насилие с его стороны", – отметила Мехтиева.
Жительница поселка Зиря Севиндж Магеррамова жаловалась на побои со стороны мужа в марте 2021 года. 3 августа стало известно о ее убийстве. По данным следствия, после ссоры она пыталась укрыться от мужа в доме соседа, однако муж ворвался в дом, убил жену и ранил еще двух человек. 4 августа 2021 года в Баку прошла акция феминисток, которые обвинили полицию в отсутствии реакции на жалобы Магеррамовой. Представитель МВД пояснил, что в связи с жалобами Магеррамовой на избиение было проведено расследование и дело было направлено в суд, однако стороны примирились в суде. При этом, по его словам, она отказалась переселиться в женский приют, сказав, что не хочет расставаться с семьей.
Убийства и другие преступления против женщин на почве бытового насилия должны справедливо расследоваться, и виновные должны нести ответственность по закону в полной мере, отметила другая гендер-активистка Айгюль Джафарова. "Часто полиция не расследует объективно жалобы женщин на домашнее насилие. Правоохранители склоняют жалобщиц к "примирению, дабы не рушить семью", и это нередко приводит к трагическим последствиям. Было немало случаев, когда через некоторое время после "примирения" женщин убивали. Пример тому история с Севиндж Магеррамовой, которую уговорили отозвать жалобу на мужа, а через некоторое время он ее убил. Поэтому мы проводим акцию с целью обратить внимание на обязательства государства защищать права и жизнь женщин", – сказала Джафарова корреспонденту "Кавказского узла".
Начало шествия было назначено на 15.00 (14.00 мск), местом сбора была обозначена улица Низами перед кафе "МакДональдс". Оттуда организаторы планировали пройти маршем по площади Фонтанов и далее по пешеходной улице до памятника поэтессе Натаван (это примерно 300-400 метров. – Прим. "Кавказского узла").
За час до начала акции площадка перед кафе "МакДональдс" была взята под наблюдение полиции и лиц в штатском. На параллельные улицы были доставлено не менее 30 автозаков. Как только основная группа протестующих численностью около 20 человек появилась на месте акции, полиция оцепила их и пропустила в это "кольцо" только журналистов.
Хотя исполнительная власть Баку не согласовала акцию из-за пандемии, полиция не стала препятствовать проведению марша. Однако силовики, среди которых были и полицейские-женщины, ограничили число ее участников. На всем протяжении шествия полиция сопровождала протестующих, взяв их в оцепление, и не позволяла присоединиться к акции новым участникам.
Прохожие фотографировали шествие, некоторые интересовались у журналистов целью акции и требованиями участниц. Тем, кто останавливался и пытался приблизиться демонстрантам, полицейские настоятельно советовали не делать этого. Когда колонна подошла к ярмарке, посвященной празднику Новруз-байрам, полицейские спешно закрыли ее ворота, не позволяя людям выйти с этой территории.
Стамбульская конвенция, или Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием представляет собой универсальный механизм для изменения ситуации, рассказала ранее Айгюль Джафарова "Кавказскому узлу". Цель документа – предупреждение насилия, защита жертв и наказание виновных. Важной миссией конвенции Джафарова считает ее ясный посыл, что насилие над женщинами – "это не вопросы частной жизни, как часто представляется". Одновременно Стамбульская конвенция подтверждает бытовое насилие как отдельный вид нарушения прав человека и таким образом выводит его за рамки внутренних дел государств.
У памятника поэтессе Натаван была озвучена резолюция акции. Протестующие предложили принять "действенные меры для предотвращения насилия и убийств женщин". "Преступления против женщин должны расследоваться законно и справедливо, а виновные должны быть привлечены к ответственности. Должна быть принята Стамбульская конвенция", – было отмечено в резолюции.
Активистки потребовали также устранения всех препятствий для ведения женщинами организованной борьбы за свои права, прекращения преследований за это. Также было выдвинуто требование "обеспечения равных прав для всех, независимо от пола и сексуальной ориентации". После оглашения резолюции участники акции сделали памятное фото и разошлись.
Одна из участниц акции, Севиндж, сказала корреспонденту "Кавказского узла", что узнала о марше из интернета. "Я солидарна с требованиями организаторов акции. Я сама из южного региона Азербайджана, Лянкярана. У нас в селах распространена практика ранних браков, недопуска девочек на учебу. Считается, что нет смысла учиться, поскольку предназначение женщины – поддерживать семейный очаг. Родители таким способом делают своих детей несчастными. Выдают девочку без образования замуж. А потом, если к примеру, у нее не рождается ребенок, муж разводится с ней. И женщина без образования не может обустроить свою жизнь. Или муж избивает, а родители не пускают ее обратно, требуя "терпеть". А, она, неграмотная, материально зависит от мужа и терпит все это. Иногда все это в конечном итоге выливается в кровавые семейные драмы", – отметила участница акции.
В азербайджанском обществе все еще сильны стереотипы неравноправия женщин с мужчинами, сказала другая участница акции Эльнара. "Девочек с детства учат смирению перед мужчинами – сначала отцом, братом, а потом мужем. В итоге, она не может выбрать любимую профессию, любимого спутника жизни. Ее выдают замуж не по любви, а по выбору родителей. И потом в семье начинаются проблемы, конфликты, побои. Женщина не может найти защиту, потому что считается, что обострение конфликта ведет к разводу, а это бьет по репутации семьи. А в полиции женщину также уговаривают отозвать жалобу и не выносить сор из избы, "примиряться", – отметила девушка.
Проблемы азербайджанских женщин не ограничиваются только бытовым насилием, подчеркнула журналистка и гендер-активистка Рамина Эйвазгызы. "Когда мы говорим о женских проблемах в Азербайджане, в первую очередь, на первый план выходят проблемы замужних женщин, женщин с детьми и разведенных женщин с детьми. Средняя статистика такова, что у большинства замужних женщин двое и более детей, и они работают. Они вынуждены работать потому, что доходов мужа не хватает для обеспечения семьи. Многие женщины работают на неформальном рынке труда без договора и потому социально не защищены, не получают отпускных, сверхурочных. Однако если бы государство предоставляло пособия на ребенка женщинам с малолетними детьми, то, проблема была бы устранена. По крайней мере, этот доход позволил бы матери не работать, заботиться о своих детях и обеспечивать семье некоторую финансовую поддержку до определенного возраста ребенка", – сказала журналистка корреспонденту "Кавказского узла".
Также права женщин ущемляются при разводе, отметила Эйвазгызы. "В месяц у нас в стране разводятся по 1000-2000 человек. Права разведенных женщин не защищены должным образом в суде, и на практике это приводит к невыплате алиментов, отсутствию раздела имущества. В ранних браках, которые по причине несовершеннолетия девушки официально не регистрируются, при разводе женщина вообще не имеет никаких прав на имущество, получение алиментов. Случаи психологического насилия над женщинами продолжаются годами", – сказала она.
Рост числа бытовых преступлений в отношении женщин констатировала юрист по правам женщин Вафа Рустам. По ее мнению, причина этого кроется в атмосфере безнаказанности за насилие. Государство и общество должны взаимодействовать для предотвращения преступлений против женщин в семье, сказала Рустам. Она считает необходимым увеличение числа приютов для женщин, спасающихся от насилия в семье. В то же время необходимо проводить просвещение населения по вопросам домашнего насилия, указала юрист.
"Избиение женщины должно быть исключено из административного законодательства, и должно наказываться как уголовное преступление, независимо от степени ущерба здоровью жертвы. Если бытовое насилие сопряжено с другими преступными действиями, то гендерный мотив преступления должен считаться отягчающим обстоятельством. Сейчас психологическое насилие, экономическое насилие являются административными правонарушениями. Это должно быть криминализировано. Это должно быть включено в Уголовный кодекс", – сказала Рустам корреспонденту "Кавказского узла".