Апелляционный суд отказал в переводе Али Алиева под домашний арест

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

На предварительном заседании в Бакинском апелляционном суде по делу лидера партии Граждан и развития Али Алиева были отклонены ходатайства защиты, включая о переводе его под домашний арест.

Как писал "Кавказский узел", председатель оппозиционной "Партии граждан и развития" в Азербайджане Али Алиев предстал перед судом в порядке частного уголовного обвинения в клевете. Два пограничника, полковник Эмиль Джафаров и капитан этой же структуры Рамин Адилов, выжившие при крушении вертолета 30 ноября 2021 года, подали иски в суд против него. Иски были поданы раздельно, и подготовительные заседания по ним состоялись 7 января в Ясамальском районном суде Баку. 13 января на основе иска Джафарова суд приговорил Алиева к пяти месяцам лишения свободы. Политики и правозащитники в Азербайджане осудили приговор Али Алиеву. Они назвали это дело "политическим заказом" и потребовали освободить оппозиционера. Общественный Комитет защиты прав счел арест Алиева атакой на свободу выражения. Евросоюз отреагировал на просьбу Комитета содействовать в прекращении уголовного преследования оппозиционера. Вашингтон призвал власти Азербайджана уважать международные обязательства, в том числе право на свободу выражения.

30 ноября 2021 года 14 человек, в том числе 13 пограничников, погибли при падении военного вертолета Ми-17 Госпогранслужбы во время учебного полета на авиаполигоне Гарагейбат в Хызынском районе, еще два офицера получили травмы. Генпрокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по статье о нарушении правил полета или подготовки к полету. К крушению вертолета привели "грубые ошибки, допущенные пилотами" во время посадки: члены экипажа нарушили правила эксплуатации и не учли направление и скорость ветра, сообщила 20 декабря 2021 года Генпрокуратура Азербайджана. В интервью YouTube-каналу Osmanqızı TV 9 декабря 2021 года Алиев усомнился в

Предварительное заседание по жалобе на приговор Алиеву состоялось 11 февраля. Защита на процессе обратила внимание на несостоятельность обвинения и нарушения закона во время рассмотрения дела в суде первой инстанции, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат оппозиционера Джавад Джавадов.

"Мы указали на то, что в Ясамальском районном суде были попраны самые элементарные требования закона. Али Алиеву не позволили выступить с последним словом. Адвокатам также не дали возможности подготовиться к заключительному выступлению. В связи с этим, мы ходатайствовали в апелляционном суде расследовать аудиозапись процесса в первой инстанции, которая проводится в обязательном порядке самим судом", - сказал адвокат.

Кроме того, по его словам, защита ходатайствовала о допросе журналистов и правозащитников, которые присутствовали 13 января на заседании в Ясамальском районе. "Суд настолько поспешно проводился, что в медиа процесс над Алиевым называли "экспресс-судом". Только нарушения, связанные с лишением Алиева последнего слова и защиты возможности подготовиться к заключительному выступлению, уже являются основанием для отмены приговора. Мы также ходатайствовали о переводе Алиева под домашний арест, если уголовное производство не будет отменено", - заявил Джавадов.

Защита также указала на несостоятельность самого обвинения. "Али Алиев лишь высказывал свою точку зрения по поводу катастрофы вертолета. Он лично не упоминал истца. Алиев усомнился в официальной версии катастрофы, и как политик, и как гражданин имеет право высказывать свою точку зрения", - отметил адвокат.

Однако, по его словам, ходатайства защиты были оставлены без удовлетворения, и слушания по существу назначены на 14 февраля.

Другой адвокат Агиль Лаидж назвал решения суда необоснованным.

"Нарушения, допущенные в суде первой инстанции, были достаточными для отмены приговора. Элементарно судья Ясамальского суда еще до приговора ограничил свободу Алиева. Судья распорядился не выпускать Алиева из зала суда в обеденный перерыв, ограничив таким способом его свободу. На каких основаниях? Суд - это место отправления правосудия, а не тюрьма. По действиям этого судьи нужно вынести частное определение о привлечении его к ответственности. Ибо ограничение свободы человека без официального судебного решения является нарушением статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции прав человека. Кроме того, судья продолжил процесс, несмотря на ухудшение здоровья Алиева в зале суда и констатацию врачами скорой помощи повышения его кровяного давления до 220", - сказал Лаидж корреспонденту "Кавказского узла".

Он также указал на несостоятельность самого иска. "С таким же успехом Али Алиева могли бы судить за увиденный сон. В вертолете погибли 14 военных, и он как политик был вправе высказывать собственную точку зрения о причинах трагедии. В таких ситуациях повсюду в миру обсуждаются в СМИ, в обществе разные версии. Али Алиев персонально ничего не говорил о выживших офицерах. Али Алиев назвал свой арест "политическим заказом", наказанием его за оппозиционные взгляды", - отметил адвокат.

Истец Эмиль Джафаров и его представитель оказались недоступны для комментариев. В БАС подтвердили, что следующее заседание суда назначено на 14 февраля.

Депутат от правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде отвергает политические мотивы в преследовании Алиева. "Он арестован не как председатель партии, а как гражданин Азербайджана Али Алиев. Против него подал иск другой гражданин, и между ними шел состязательный судебный процесс в правовой плоскости", - цитирует Мирзазаде азербайджанская служба BBC.

Он считает, что уцелевшие в крушении вертолета военные обратились в суд за защитой чести и достоинства. "В суде это было подтверждено, и Алиев был арестован по соответствующей статье УК", - отметил Мирзазаде.

Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов". Кроме того, в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"